Общенациональное телевидение

Все «за» и «против» электромобилей. Рубрика «Будет дополнено»

Читать на сайте ont.by

Беларусь сделала серьёзный шаг по электрификации личного транспорта – совсем недавно подписан указ, который стимулирует использование электромобилей. Конечно, и роскошь, и средство передвижения каждый вправе выбирать сам. 


Мысль о том, как сэкономить на топливе, кажется, сидит где-то на подкорке у каждого автомобилиста. Меньше платишь – дальше едешь. Чем не народный девиз? Решение финансового вопроса (а вместе с ним и ещё нескольких за компанию) на поверхности – электричество. 

Хороший повод порассуждать на эту тему появился на прошлой неделе – указ Президента, который стимулирует закупки электротранспорта. 

Нефтяной рынок нынче весьма нестабильный. Как бы ни менялись цены на нефть в мире, на стоимости бензина, увы, это сказывается мало – уж слишком длинная цепочка доставки топлива до потребителей. 

Поэтому в пользу электротранспорта говорят объективные экономические причины, о которых говорили уже не раз. Ещё совсем недавно это было и хлопотно и дорого, но новый указ всё меняет.

Главные аргументы противников электротранспорта известны – недостаточное количество станций для зарядки и стоимость таких авто. Что касается первого – сейчас в Беларуси 350 общественных зарядок. Максимальное расстояние между ними не больше 100 километров, то есть риска «не дотянуть» вроде бы уже нет. Предельный запас хода актуальных моделей – это и есть те самые 100 километров. Если сравнивать по стоимости – как два литра бензина. 

Ещё 150 зарядок для электрокаров (дополнение к тем, что уже есть) обещают оборудовать до конца года. Их количество будет увеличиваться и дальше – это точно. А вот с какой скоростью – это напрямую зависит от того, сколько электромобилей будет на белорусских дорогах. 

И с этим должны помочь меры стимулирования закупок электротранспорта. Беларусь здесь не изобретает колесо. Скорее делает экономически оправданный шаг вслед за остальными странами. 

Норвегия откажется от продажи авто с двигателем внутреннего сгорания к 2025-му, Швеция – к 2030-му, а Китай через 10 лет так и вовсе прекратит выпуск таких автомобилей. 

Цена – главное, что останавливало отечественных автолюбителей. Так вот, после подписания указа импортные электрокары подешевели почти на треть – за счёт того, что отменены 15%-я ввозная пошлина и 20%-й налог на добавленную стоимость. Кроме того, владельцам электротранспорта теперь не придётся платить так называемый дорожный сбор, да и парковка для таких авто до 2026 года – бесплатная. 

С зарядных станций НДС тоже взимать не будут. Это должно подстегнуть и производителей – сейчас такое оборудование в пределах страны делают на предприятиях под Минском и в Могилёве. Тем более с введением Островецкой АЭС электроэнергия станет ещё более доступной. 

И не будем забывать об экологии (этот аргумент для европейцев один из первых). Нам тоже есть над чем подумать – сейчас 65% всех вредных выбросов в стране – это не заводы и не ТЭЦ, а именно двигатели внутреннего сгорания. 

Сегодня электрокаров в Беларуси около 400 – всего одна сотая процента от общего числа транспорта. В Европе их количество уже доходит до двух-трёх процентов.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by