Беларусь сделала серьёзный шаг по электрификации личного транспорта – совсем недавно подписан указ, который стимулирует использование электромобилей. Конечно, и роскошь, и средство передвижения каждый вправе выбирать сам.
Мысль о том, как сэкономить на топливе, кажется, сидит где-то на подкорке у каждого автомобилиста. Меньше платишь – дальше едешь. Чем не народный девиз? Решение финансового вопроса (а вместе с ним и ещё нескольких за компанию) на поверхности – электричество.
Хороший повод порассуждать на эту тему появился на прошлой неделе – указ Президента, который стимулирует закупки электротранспорта.
Нефтяной рынок нынче весьма нестабильный. Как бы ни менялись цены на нефть в мире, на стоимости бензина, увы, это сказывается мало – уж слишком длинная цепочка доставки топлива до потребителей.
Поэтому в пользу электротранспорта говорят объективные экономические причины, о которых говорили уже не раз. Ещё совсем недавно это было и хлопотно и дорого, но новый указ всё меняет.
Главные аргументы противников электротранспорта известны – недостаточное количество станций для зарядки и стоимость таких авто. Что касается первого – сейчас в Беларуси 350 общественных зарядок. Максимальное расстояние между ними не больше 100 километров, то есть риска «не дотянуть» вроде бы уже нет. Предельный запас хода актуальных моделей – это и есть те самые 100 километров. Если сравнивать по стоимости – как два литра бензина.
Ещё 150 зарядок для электрокаров (дополнение к тем, что уже есть) обещают оборудовать до конца года. Их количество будет увеличиваться и дальше – это точно. А вот с какой скоростью – это напрямую зависит от того, сколько электромобилей будет на белорусских дорогах.
И с этим должны помочь меры стимулирования закупок электротранспорта. Беларусь здесь не изобретает колесо. Скорее делает экономически оправданный шаг вслед за остальными странами.
Норвегия откажется от продажи авто с двигателем внутреннего сгорания к 2025-му, Швеция – к 2030-му, а Китай через 10 лет так и вовсе прекратит выпуск таких автомобилей.
Цена – главное, что останавливало отечественных автолюбителей. Так вот, после подписания указа импортные электрокары подешевели почти на треть – за счёт того, что отменены 15%-я ввозная пошлина и 20%-й налог на добавленную стоимость. Кроме того, владельцам электротранспорта теперь не придётся платить так называемый дорожный сбор, да и парковка для таких авто до 2026 года – бесплатная.
С зарядных станций НДС тоже взимать не будут. Это должно подстегнуть и производителей – сейчас такое оборудование в пределах страны делают на предприятиях под Минском и в Могилёве. Тем более с введением Островецкой АЭС электроэнергия станет ещё более доступной.
И не будем забывать об экологии (этот аргумент для европейцев один из первых). Нам тоже есть над чем подумать – сейчас 65% всех вредных выбросов в стране – это не заводы и не ТЭЦ, а именно двигатели внутреннего сгорания.
Сегодня электрокаров в Беларуси около 400 – всего одна сотая процента от общего числа транспорта. В Европе их количество уже доходит до двух-трёх процентов.
Подписывайтесь на нас в Telegram