Нет сомнений, люди заинтересованные уже вдоль и поперёк изучили нынешнее президентское Послание. Пересматривали в Интернете самые яркие фрагменты, обращали внимание на отдельные фразы, акценты. И всё же мы возьмём на себя смелость предложить немного арифметики. Она иногда здорово помогает из моря информации выделить главное. Давайте посмотрим, какие слова Президент произносил чаще других.
Абсолютный лидер – слово ЦЕНА в разных формах. Что не удивительно в условиях проседания рынков сбыта белорусской продукции. Но дальше слово РЕШЕНИЕ. Это, согласитесь, больше чем просто экономический или управленческий термин. Это из области стратегии. Далее КОНКУРЕНЦИЯ, РЫНОК, КОНТРОЛЬ, ПРОДАЖА… И через НОВЫЕ, УСЛОВИЯ – подходим к главному: ЭФФЕКТИВНОСТЬ. И пусть это слово звучало не так часто, как ЦЕНА, но именно оно является тем словом, которое характеризует всё Послание, а значит, всю работу белорусского государства на ближайший год. Эффективность каждого сотрудника на своём месте. Эффективность при рыночной конкуренции, при контроле на производстве, при продаже новых товаров и услуг в новых условиях по оптимальной цене.
Для людей, которые заняты делом, тезис бесспорный. Но согласившись с ним, нужно ответить на вопрос – как? Как реализовать поставленную задачу? И надо признать, что сделать это удаётся не всем. Следовательно, кого-то затронет то самое слово БАНКРОТСТВО, которое было произнесено Президентом всего один раз, но от этого не стало мягче.
Павел Попков, рабочий ПМК-2 г. Шклова: «Тут всё вручную работается. Хотелось бы что-нибудь поменять, заменить…»
Только вот что именно заменить: железо, работников или руководство – вопрос пока открытый. В советские времена Шкловская передвижная мехколонна номер 2 (тогда завод железобетонных изделий) работала в три смены. 30 тысяч кубов продукции в месяц! Как здесь говорят, не знали, куда прибыль девать. Казалось, былого ресурса хватит и на новейшую историю. И действительно, поначалу хватало. Вот и откладывали модернизацию. Теперь же имеют то, что имеют. Износ оборудования – 98%, а эффективность стремится к нулю.
Анатолий Жуковец, директор ПМК-2 г. Шклова: «Чтобы запустить куб бетона, надо включить 42 двигателя. Потому что песок находится на том складе, а поднять надо на ту линию».
Собственных средств для модернизации в ПМК нет. Тем более что в данном случае техническое перевооружение предполагает полную замену оборудования. Пока же пропорция прямая и незавидная: сниженные объёмы – меньше рабочих мест. Да и зарплата выше не становится. Для переходного периода от экстенсивного производства к интенсивному и эффективному – когда выпускать необходимо не то, что умеешь и к чему привык, а то, что у тебя гарантированно купят, – такая ситуация, увы, не исключение из правил. В каждом районе или городе найдётся подобное предприятие. И не одно.
Минский фарфоровый завод. В советское время он был достаточно успешным предприятием, а сегодня в цехах можно снимать кино про разруху и индустриальную экзотику – даже декораций не нужно. Когда настали трудные времена, предприятие пытались спасти – реструктуризировали, закачивали в него деньги, выделяли субсидии, технически перевооружали, но не получилось. Почему? Называют разные причины – здесь и неконкурентоспособность, и непродуманное реформирование, и даже такая удивительная как «фарфор в XXI веке не покупают».
Долгие годы завод пытались реанимировать, проводили акционирование, списывали долги. Тем не менее, предприятие самоликвидировалось в 2009 году, коллективу выплатили выходное пособие, а устаревшее оборудование перевезли в деревеньку Трощицы неподалеку от Мира. Правда, и на местном производстве оно не пригодилось. Тем не менее, в 300 километрах от центра Минска, в городе Добруш, тоже есть фарфоровый завод. С налаженным производством, рынками сбыта и даже наградами – в прошлом году добрушский фарфор вошёл в список лучших товаров у нас в стране и лучших белорусских товаров в России. Эти два предприятия – минское и добрушское – в своё время сравнивали, анализировали ситуацию… Неужели всё приходит к пресловутому «кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»?
Так что в ситуации с Минском налицо управленческие просчёты – и завода нет, и земля долгие годы не используется. Хотя уже решено, что на месте Минского фарфорового по инвестиционному проекту возведут два жилых дома, три паркинга и два торгово-развлекательных центра. Снос старых зданий намечен уже в этом году. Место ли заводу в центре Минска? Наверное, нет. Но смогут ли его удачно заместить, и в первую очередь экономически, новостройки? Ведь, экономику поднимают прежде всего заводы и фабрики. Риск есть, но он присутствует в любом виде инвестиций – будь то строительство заводов или торговых центров.
Очевидно другое. Неэффективное управление – одна из главных проблем в современной отечественной промышленности. Продавать не научились! Тогда надо спросить себя – то ли производим? Вот данные Министерства финансов по итогам работы промышленности за 9 месяцев (см. видео – прим. ред.). Итоги года ещё подводят. Слева – убыточные предприятия, справа – прибыльные. Понятно, на ситуацию повлиял и кризис, и девальвация в России, куда идёт основной поток нашего экспорта. Но обратите внимание на работу в одних и тех же отраслях! Агрокомбинат «Дзержинский» заработал 205 миллиардов рублей, а его коллеги из «Приднепровского» в убытках –152 миллиарда. У молочников похожая ситуация – «Молодечненский комбинат» сработал в минус: снижение – 88 миллиардов, а «Савушкин продукт» приплюсовал почти 300. Ещё пример: сравните работу Слуцкого сахарорафинадного комбината (+116 млрд) и Скидельского (-119). Так в чём же дело? Неужели есть большая разница в том, где производить сахар, мясо и молоко? Или всё-таки дело в чём-то другом?
Роботы, рекламирующие холодильники и стиральные машины «Атлант», появились три года назад. И запомнились. На рекламном рынке Беларуси многие тогда засомневались – дорого! Рискованно! Да и будет ли эффективно?
Кирилл Лимаренко, заместитель начальника отдела маркетинга завода «Атлант»: «Да, это были риски, вы правильно сказали, но при этом мы решили свои задачи. Мы также пытались омолодить свою молодую целевую аудиторию, заполучить её. Чтобы у нас, у молодых семей – 20-25 лет, появилась наша бытовая техника, холодильники и стиральные машины».
Эта реклама увеличила продажи примерно на 20%. Расчёты оправдались. Хотя не скажешь, что «Атлант» работает в полную силу. Это теперь в России, куда отгружают 70% холодильников и стиральных машин, ситуация стабилизировалась. А ещё летом на заводе ломали голову – что делать? Придумали «правило четырёх»: производить то, что продаётся; активно рекламировать товар; обновлять модельный ряд и держать высокое качество.
Николай Брашевец, директор завода бытовой техники «Атлант»: «Мы готовы говорить и готовы гарантировать, что если где-то какие-то проблемы возникнут, компенсировать. Это наша работа… И скажу так – перенимать опыт никто никому не запрещает. Если видите у нас лучшее, учитесь у нас. Если мы увидим где-то лучшее, то мы поедем учиться».
Не хватает тех самых образованных, инициативных, которые смогут и производить товар, и продавать его? Значит, нужно вкладывать в обучение! Сейчас можно вывести закономерность: на плаву те предприятия, которые прежде всего вкладывают в свой персонал.
Нехватка современно мыслящих, учитывающих передовой опыт управленцев – с такой проблемой столкнулось почти каждое предприятие в стране. Когда на «Брестжилстрое» упали объёмы производства, специалисты стали поглядывать в сторону границы. И здесь руководство сделало нестандартный шаг – хотите за рубеж? Пожалуйста! Будем строить там, а заодно и предлагать свою продукцию. Попробовали – работает!
Андрей Клец, заместитель председателя Брестского облисполкома: «Почти полторы тысячи брестских строителей работают за пределами Брестской области: находим объёмы строительства в Московской области, в Калининградской, в Брянской. То есть находим работу, чтобы сохранить коллектив и высококвалифицированные кадры».
Сказать, что кризис не выбирает, не совсем объективно. Как правило, он приходит к недостаточно сильным. Ну, а слабых вообще не жалеет. Это видно на той же Брестчине. «Барановичидрев» был на грани развала (фабрика была в частных руках, но дело не заладилось). Новый инвестор обещает погасить все долги, наладить производство, сохранить рабочие места и заработную плату. Получится ли? Хочется надеяться. И если раньше слов «ликвидация» и «банкротство» откровенно боялись, то теперь такие шаги кое-где воспринимают как жизненную необходимость. Пружанскому заводу строительных изделий повезло меньше, чем деревообработчикам – он в стадии ликвидации. Но коллектив трудоустроен – это важно. Пусть и не своём уже бывшем предприятии, но людей не особенно волнует, кто будет хозяином завода – государство, частник или они сами. Главное, чтобы предприятие развивалось, обеспечивало работу и достойную зарплату.
Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров Беларуси: «В Послании впервые было уделено такое повышенное внимание внутренним экономическим проблемам. Президент четко высказал позицию по поводу выравнивания конкуренции между государственным и негосударственным сектором. Это значит равный доступ к кредитам, субсидиям, госзаказам будет и у частных предприятий, и у предприятий с иностранными инвестициями наряду с государственными предприятиями».
Рабочие шкловской ПМК №2 с надеждой ждут заключения контракта с российской фирмой по совместному инвестпроекту. Предложили условия, объявили конкурс, после тендера выбрали лучшее предложение, договорились. Даже на бумаге планы по производству пеноблоков впечатляют: общий объём инвестиций 18 миллиардов рублей. От предприятия сохранятся одни стены, ручной труд заменит автоматика, появятся новые рабочие места, вырастут доходы.
Валерий Гузов, заместитель председателя Шкловского райисполкома: «Бесспорно, данный инвестпроект является очень выгодным. Он выгоден и с точки зрения пополнения районного бюджета, с точки зрения задействованности в будущем ПМК в строительстве объектов в Смоленске из этих пеноблоков. А это экспорт строительных услуг».
Так как же сделать так, чтобы предприятие работало не на склад, да ещё и платило достойную зарплату? Очевидно, ответом в одно слово здесь не обойтись. Нужен комплекс условий. Как в спорте: чтобы команда выигрывала, нужен толковый менеджер, который подберёт опытного тренера, а тот объединит классных игроков в слаженный коллектив. Само собой, архаичные взгляды и отсутствие мотивации при этом исключаются. Вот тогда и болельщики (а в нашем случае потребители) будут с удовольствием заполнять трибуны. То бишь голосовать рублём.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram