Нет сомнений, люди заинтересованные уже вдоль и поперёк изучили нынешнее президентское Послание. Пересматривали в Интернете самые яркие фрагменты, обращали внимание на отдельные фразы, акценты. И всё же мы возьмём на себя смелость предложить немного арифметики. Она иногда здорово помогает из моря информации выделить главное. Давайте посмотрим, какие слова Президент произносил чаще других.

Нет сомнений, люди заинтересованные уже вдоль и поперёк изучили нынешнее президентское Послание. Пересматривали в Интернете самые яркие фрагменты, обращали внимание на отдельные фразы, акценты. И всё же мы возьмём на себя смелость предложить немного арифметики. Она иногда здорово помогает из моря информации выделить главное. Давайте посмотрим, какие слова Президент произносил чаще других.

Абсолютный лидер – слово ЦЕНА в разных формах. Что не удивительно в условиях проседания рынков сбыта белорусской продукции. Но дальше слово РЕШЕНИЕ. Это, согласитесь, больше чем просто экономический или управленческий термин. Это из области стратегии. Далее КОНКУРЕНЦИЯ, РЫНОК, КОНТРОЛЬ, ПРОДАЖА… И через НОВЫЕ, УСЛОВИЯ – подходим к главному: ЭФФЕКТИВНОСТЬ. И пусть это слово звучало не так часто, как ЦЕНА, но именно оно является тем словом, которое характеризует всё Послание, а значит, всю работу белорусского государства на ближайший год. Эффективность каждого сотрудника на своём месте. Эффективность при рыночной конкуренции, при контроле на производстве, при продаже новых товаров и услуг в новых условиях по оптимальной цене.

Для людей, которые заняты делом, тезис бесспорный. Но согласившись с ним, нужно ответить на вопрос – как? Как реализовать поставленную задачу? И надо признать, что сделать это удаётся не всем. Следовательно, кого-то затронет то самое слово БАНКРОТСТВО, которое было произнесено Президентом всего один раз, но от этого не стало мягче.

Павел Попков, рабочий ПМК-2 г. Шклова: «Тут всё вручную работается. Хотелось бы что-нибудь поменять, заменить…»

Только вот что именно заменить: железо, работников или руководство – вопрос пока открытый. В советские времена Шкловская передвижная мехколонна номер 2 (тогда завод железобетонных изделий) работала в три смены. 30 тысяч кубов продукции в месяц! Как здесь говорят, не знали, куда прибыль девать. Казалось, былого ресурса хватит и на новейшую историю. И действительно, поначалу хватало. Вот и откладывали модернизацию. Теперь же имеют то, что имеют. Износ оборудования – 98%, а эффективность стремится к нулю.

Анатолий Жуковец, директор ПМК-2 г. Шклова: «Чтобы запустить куб бетона, надо включить 42 двигателя. Потому что песок находится на том складе, а поднять надо на ту линию».

Собственных средств для модернизации в ПМК нет. Тем более что в данном случае техническое перевооружение предполагает полную замену оборудования. Пока же пропорция прямая и незавидная: сниженные объёмы – меньше рабочих мест. Да и зарплата выше не становится. Для переходного периода от экстенсивного производства к интенсивному и эффективному – когда выпускать необходимо не то, что умеешь и к чему привык, а то, что у тебя гарантированно купят, – такая ситуация, увы, не исключение из правил. В каждом районе или городе найдётся подобное предприятие. И не одно.

Минский фарфоровый завод. В советское время он был достаточно успешным предприятием, а сегодня в цехах можно снимать кино про разруху и индустриальную экзотику – даже декораций не нужно. Когда настали трудные времена, предприятие пытались спасти – реструктуризировали, закачивали в него деньги, выделяли субсидии, технически перевооружали, но не получилось. Почему? Называют разные причины – здесь и неконкурентоспособность, и непродуманное реформирование, и даже такая удивительная как «фарфор в XXI веке не покупают».

Долгие годы завод пытались реанимировать, проводили акционирование, списывали долги. Тем не менее, предприятие самоликвидировалось в 2009 году, коллективу выплатили выходное пособие, а устаревшее оборудование перевезли в деревеньку Трощицы неподалеку от Мира. Правда, и на местном производстве оно не пригодилось. Тем не менее, в 300 километрах от центра Минска, в городе Добруш, тоже есть фарфоровый завод. С налаженным производством, рынками сбыта и даже наградами – в прошлом году добрушский фарфор вошёл в список лучших товаров у нас в стране и лучших белорусских товаров в России. Эти два предприятия – минское и добрушское – в своё время сравнивали, анализировали ситуацию… Неужели всё приходит к пресловутому «кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»?

Так что в ситуации с Минском налицо управленческие просчёты – и завода нет, и земля долгие годы не используется. Хотя уже решено, что на месте Минского фарфорового по инвестиционному проекту возведут два жилых дома, три паркинга и два торгово-развлекательных центра. Снос старых зданий намечен уже в этом году. Место ли заводу в центре Минска? Наверное, нет. Но смогут ли его удачно заместить, и в первую очередь экономически, новостройки? Ведь, экономику поднимают прежде всего заводы и фабрики. Риск есть, но он присутствует в любом виде инвестиций – будь то строительство заводов или торговых центров.

Очевидно другое. Неэффективное управление – одна из главных проблем в современной отечественной промышленности. Продавать не научились! Тогда надо спросить себя – то ли производим? Вот данные Министерства финансов по итогам работы промышленности за 9 месяцев (см. видео – прим. ред.). Итоги года ещё подводят. Слева – убыточные предприятия, справа – прибыльные. Понятно, на ситуацию повлиял и кризис, и девальвация в России, куда идёт основной поток нашего экспорта. Но обратите внимание на работу в одних и тех же отраслях! Агрокомбинат «Дзержинский» заработал 205 миллиардов рублей, а его коллеги из «Приднепровского» в убытках –152 миллиарда. У молочников похожая ситуация – «Молодечненский комбинат» сработал в минус: снижение – 88 миллиардов, а «Савушкин продукт» приплюсовал почти 300. Ещё пример: сравните работу Слуцкого сахарорафинадного комбината (+116 млрд) и Скидельского (-119). Так в чём же дело? Неужели есть большая разница в том, где производить сахар, мясо и молоко? Или всё-таки дело в чём-то другом?

Роботы, рекламирующие холодильники и стиральные машины «Атлант», появились три года назад. И запомнились. На рекламном рынке Беларуси многие тогда засомневались – дорого! Рискованно! Да и будет ли эффективно?

Кирилл Лимаренко, заместитель начальника отдела маркетинга завода «Атлант»: «Да, это были риски, вы правильно сказали, но при этом мы решили свои задачи. Мы также пытались омолодить свою молодую целевую аудиторию, заполучить её. Чтобы у нас, у молодых семей – 20-25 лет, появилась наша бытовая техника, холодильники и стиральные машины».

Эта реклама увеличила продажи примерно на 20%. Расчёты оправдались. Хотя не скажешь, что «Атлант» работает в полную силу. Это теперь в России, куда отгружают 70% холодильников и стиральных машин, ситуация стабилизировалась. А ещё летом на заводе ломали голову – что делать? Придумали «правило четырёх»: производить то, что продаётся; активно рекламировать товар; обновлять модельный ряд и держать высокое качество.

Николай Брашевец, директор завода бытовой техники «Атлант»: «Мы готовы говорить и готовы гарантировать, что если где-то какие-то проблемы возникнут, компенсировать. Это наша работа… И скажу так – перенимать опыт никто никому не запрещает. Если видите у нас лучшее, учитесь у нас. Если мы увидим где-то лучшее, то мы поедем учиться».

Не хватает тех самых образованных, инициативных, которые смогут и производить товар, и продавать его? Значит, нужно вкладывать в обучение! Сейчас можно вывести закономерность: на плаву те предприятия, которые прежде всего вкладывают в свой персонал.

Нехватка современно мыслящих, учитывающих передовой опыт управленцев – с такой проблемой столкнулось почти каждое предприятие в стране. Когда на «Брестжилстрое» упали объёмы производства, специалисты стали поглядывать в сторону границы. И здесь руководство сделало нестандартный шаг – хотите за рубеж? Пожалуйста! Будем строить там, а заодно и предлагать свою продукцию. Попробовали – работает!

Андрей Клец, заместитель председателя Брестского облисполкома: «Почти полторы тысячи брестских строителей работают за пределами Брестской области: находим объёмы строительства в Московской области, в Калининградской, в Брянской. То есть находим работу, чтобы сохранить коллектив и высококвалифицированные кадры».

Сказать, что кризис не выбирает, не совсем объективно. Как правило, он приходит к недостаточно сильным. Ну, а слабых вообще не жалеет. Это видно на той же Брестчине. «Барановичидрев» был на грани развала (фабрика была в частных руках, но дело не заладилось). Новый инвестор обещает погасить все долги, наладить производство, сохранить рабочие места и заработную плату. Получится ли? Хочется надеяться. И если раньше слов «ликвидация» и «банкротство» откровенно боялись, то теперь такие шаги кое-где воспринимают как жизненную необходимость. Пружанскому заводу строительных изделий повезло меньше, чем деревообработчикам – он в стадии ликвидации. Но коллектив трудоустроен – это важно. Пусть и не своём уже бывшем предприятии, но людей не особенно волнует, кто будет хозяином завода – государство, частник или они сами. Главное, чтобы предприятие развивалось, обеспечивало работу и достойную зарплату.

Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров Беларуси: «В Послании впервые было уделено такое повышенное внимание внутренним экономическим проблемам. Президент четко высказал позицию по поводу выравнивания конкуренции между государственным и негосударственным сектором. Это значит равный доступ к кредитам, субсидиям, госзаказам будет и у частных предприятий, и у предприятий с иностранными инвестициями наряду с государственными предприятиями».

Рабочие шкловской ПМК №2 с надеждой ждут заключения контракта с российской фирмой по совместному инвестпроекту. Предложили условия, объявили конкурс, после тендера выбрали лучшее предложение, договорились. Даже на бумаге планы по производству пеноблоков впечатляют: общий объём инвестиций 18 миллиардов рублей. От предприятия сохранятся одни стены, ручной труд заменит автоматика, появятся новые рабочие места, вырастут доходы.

Валерий Гузов, заместитель председателя Шкловского райисполкома: «Бесспорно, данный инвестпроект является очень выгодным. Он выгоден и с точки зрения пополнения районного бюджета, с точки зрения задействованности в будущем ПМК в строительстве объектов в Смоленске из этих пеноблоков. А это экспорт строительных услуг».

Так как же сделать так, чтобы предприятие работало не на склад, да ещё и платило достойную зарплату? Очевидно, ответом в одно слово здесь не обойтись. Нужен комплекс условий. Как в спорте: чтобы команда выигрывала, нужен толковый менеджер, который подберёт опытного тренера, а тот объединит классных игроков в слаженный коллектив. Само собой, архаичные взгляды и отсутствие мотивации при этом исключаются. Вот тогда и болельщики (а в нашем случае потребители) будут с удовольствием заполнять трибуны. То бишь голосовать рублём.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram