Республиканский театр белорусской драматургии устроил «комедию парадоксов» без антракта. Спектакль по Даниилу Хармсу стал одной из самых обсуждаемых премьер этого сезона еще до выхода к зрителю. Сегодня «Вось я і прыйшла!» представили худсовету и экспертному сообществу. Свои взгляды они пока не афишируют. Мол, послевкусие важнее вкуса.
Первое, что приходит в голову, когда слышите Хармс? Гений бреда? Мастер эпатажа? «Ну, я вам пакажу!» – с этой реплики автора-героя начнется сцена со Старухой. И это о ней?! Вечно молодой. Прима РТБД в топе красавиц белорусского театра. Еще не в гриме.
Людмила Сидоркевич, заслуженная артистка Беларуси: «Спачатку не зразумела, хто гэта. Гэта старая? Навошта яна прыйшла? Потым яна змяняецца. Чаго яна ад яго хоча? А гэта аказваецца яго Муза, яго сумленне, яго нейкі ўнутраны свет. Гэта ж – Хармс! Гэта абсурд, гэта рападокс, гэта ўсё з ног на галаву перастаўленае».
Свежая пьеса – искусный «винегрет». Здесь и проза, и стихи, мысли из дневников Хармса. По-белорусски. Позвольте цитату одного толмача: «Надо быть несколько сумасшедшим, чтобы все это перевести!». «Заумь» – язык звезды русской литературы.
Александр Бородко, режиссер-постановщик спектакля «Вось я і прыйшла!»: «Дело в том, что за основу спектакля был взят текст, который не принадлежит к авангардным творениям автора. Это все-таки более позднее творчество Хармса. «Старуха» – его самая большая повесть, которая имеет четкую сюжетную линию, которая имеет развитие и обрывается в конце. Произведение закончил очень интересно, посчитав, что оно и так слишком затянулось».
Классик черного юмора Хармс дружил с создателем «Черного квадрата» Малевичем. И «одежда» подмостков РТБД – черный кабинет с яркими акцентами. Ничего лишнего. Знаки повсюду. При жизни писателя почти все его взрослые вещи не издавались.
Юрий Соломонов, главный художник Республиканского театра белорусской драматургии: «Смысловой центр? Наверное, в самом Хармсе. То есть, мы шли от автора. Он задавал нам правила игры. Мы постарались сыграть в этот супрематизм, футуризм, абсурдизм. Попытались развлечься в хорошем смысле. На самом деле благодатный материал. Почвы для фантазии, озорства достаточно».
«Вось я і прыйшла!» – за декорацию не спрятаться. И от рампы до первого ряда в камерном театральном зале рукой подать. Актеры – семь персонажей – говорят, поют, танцуют. Этно, джаз и кабаре – музыку к спектаклю написал композитор Гембицкий.
«Комедия парадоксов» по Хармсу нечто между «Пиковой дамой» Пушкина и «Преступлением и наказанием» Достоевского. На «прочтение» зрителю отвели чуть больше часа без антракта. А дальше – думайте сами, решайте сами, какой жанр вам ближе. Все смешалось в этой премьере «ходового» театра»
Билетов на завтра в кассе театра не осталось. И на ближайшие показы сложно найти лишний. Для тех, кто пока не успел, – онлайн-трансляция с субботней премьеры. Спектакль, о котором уже говорят «такого вы еще не видели». Сразу пять «старух».
Подписывайтесь на нас в Telegram