Республиканский театр белорусской драматургии представит публике «комедию парадоксов» по Хармсу

«Комедия парадоксов» по Хармсу нечто между «Пиковой дамой» Пушкина и «Преступлением и наказанием» Достоевского

Республиканский театр белорусской драматургии представит публике «комедию парадоксов» по Хармсу

Республиканский театр белорусской драматургии устроил «комедию парадоксов» без антракта. Спектакль по Даниилу Хармсу стал одной из самых обсуждаемых премьер этого сезона еще до выхода к зрителю. Сегодня «Вось я і прыйшла!» представили худсовету и экспертному сообществу. Свои взгляды они пока не афишируют. Мол, послевкусие важнее вкуса.

Первое, что приходит в голову, когда слышите Хармс? Гений бреда? Мастер эпатажа? «Ну, я вам пакажу!» – с этой реплики автора-героя начнется сцена со Старухой. И это о ней?! Вечно молодой. Прима РТБД в топе красавиц белорусского театра. Еще не в гриме.

Людмила Сидоркевич, заслуженная артистка Беларуси: «Спачатку не зразумела, хто гэта. Гэта старая? Навошта яна прыйшла? Потым яна змяняецца. Чаго яна ад яго хоча? А гэта аказваецца яго Муза, яго сумленне, яго нейкі ўнутраны свет. Гэта ж – Хармс! Гэта абсурд, гэта рападокс, гэта ўсё з ног на галаву перастаўленае».

Свежая пьеса – искусный «винегрет». Здесь и проза, и стихи, мысли из дневников Хармса. По-белорусски. Позвольте цитату одного толмача: «Надо быть несколько сумасшедшим, чтобы все это перевести!». «Заумь» – язык звезды русской литературы.

Александр Бородко, режиссер-постановщик спектакля «Вось я і прыйшла!»: «Дело в том, что за основу спектакля был взят текст, который не принадлежит к авангардным творениям автора. Это все-таки более позднее творчество Хармса. «Старуха» – его самая большая повесть, которая имеет четкую сюжетную линию, которая имеет развитие и обрывается в конце. Произведение закончил очень интересно, посчитав, что оно и так слишком затянулось».

Классик черного юмора Хармс дружил с создателем «Черного квадрата» Малевичем. И «одежда» подмостков РТБД – черный кабинет с яркими акцентами. Ничего лишнего. Знаки повсюду. При жизни писателя почти все его взрослые вещи не издавались.  

Юрий Соломонов, главный художник Республиканского театра белорусской драматургии: «Смысловой центр? Наверное, в самом Хармсе. То есть, мы шли от автора. Он задавал нам правила игры. Мы постарались сыграть в этот супрематизм, футуризм, абсурдизм. Попытались развлечься в хорошем смысле. На самом деле благодатный материал. Почвы для фантазии, озорства достаточно».

«Вось я і прыйшла!» – за декорацию не спрятаться. И от рампы до первого ряда в камерном театральном зале рукой подать. Актеры – семь персонажей – говорят, поют, танцуют. Этно, джаз и кабаре – музыку к спектаклю написал композитор Гембицкий.     

«Комедия парадоксов» по Хармсу нечто между «Пиковой дамой» Пушкина и «Преступлением и наказанием» Достоевского. На «прочтение» зрителю отвели чуть больше часа без антракта. А дальше – думайте сами, решайте сами, какой жанр вам ближе. Все смешалось в этой премьере «ходового» театра»

Билетов на завтра в кассе театра не осталось. И на ближайшие показы сложно найти лишний. Для тех, кто пока не успел, – онлайн-трансляция с субботней премьеры. Спектакль, о котором уже говорят «такого вы еще не видели». Сразу пять «старух».   

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Игорь Хведченя
География:
Беларусь