Президент Беларуси сегодня встретился со специальным представителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Восточной Европе Кентом Харстедом.
Это второй день его минского визита. Говорили о выборах, безопасности и инициативе по возобновлению Хельсинского процесса.
Беларусь и далее будет для ОБСЕ опорой в центре Европы, – заявил Александр Лукашенко. Ведь именно безопасность в этой организации ставят во главу угла, а её саму называют инструментом предупреждения конфликтов.
Ассамблея при ОБСЕ объединяет более трёхсот парламентариев из 57 стран. Белорусские инициативы в ней заметны, но ещё больший вес страна приобрела после проведения Сессии в Минске – летом прошлого года.
Спецпредставитель высоко оценивает итоги масштабного форума.
В разных статусах и при разных должностях Кент Харстед приезжает в Беларусь уже четверть века. В 2015 на выборах Президента возглавлял миссию краткосрочных наблюдателей ОБСЕ, координировал их работу на парламентской кампании годом позже. Фактически Кент Харстед – глаза ОБСЕ на выборах в Беларуси. Тогда приезжал в качества вице-президента Парламентской ассамблеи, сейчас впервые в новом статусе – спецпредставителя по Восточной Европе.
Харстед известен своими рекомендациями по изменению избирательного законодательства. Беларусь не препирается, хотя в прошлом году Центризбирком подготовил ряд поправок, взяла тайм-аут. Президент и раньше говорил – «поторапливать не надо». В целом же, Александр Лукашенко благодарит Кента Харстеда («за понимание в отношении Беларуси»).
Конечно, не стоит думать, что всё внимание Парламентской ассамблеи ОБСЕ Беларуси. С 1993 года больше пяти тысяч парламентариев приняли участие примерно в 170 миссиях по наблюдению за выборами. И работа Ассамблеи гораздо шире. В ней Беларусь (в лице своих парламентариев) отнюдь не наблюдатель. На ежегодных сессиях неоднократно принимались резолюции, инициированные официальным Минском. Борьба с торговлей людьми, использование возобновляемых источников энергии, переход к «зелёной» экономике и реагирование на новые психотропы. Темы, поднимаемые белорусскими парламентариями, не из простых.
Активная позиция позволила Беларуси принять сессию ассамблеи прошлым летом. Она запомнилась, пожалуй, двумя вещами. Первое – с повестки сняли рассмотрение литовской резолюции, написанной отнюдь не в благожелательном тоне. И второе, куда более важное, инициативы, выдвинутые Президентом. Александр Лукашенко тогда заявил: по многим вопросам Европа на распутье, а без общеевропейского диалога верной дороги не найти. Отсюда идея возродить Хельсинский процесс 1970, ведь по сути с него, как с признания необходимости диалога между Востоком и Западом, и началась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. И вопрос не снят с повестки.
Кент Харстед, специальный представитель ПА ОБСЕ по Восточной Европе: «Я очень расположен к вашей стране и народу. Я много раз бывал здесь по различным поводам и, оглядываясь на прошлый год, хочу поблагодарить за проведение сессии. Это было великолепное мероприятие с очень хорошим результатом для нас всех. Я сам был активно вовлечён в процесс, поэтому особенно доволен, что Беларусь сдержала своё слово до буквы (по каждому из вопросов). Первоначально были те, кто сомневался, но жизнь показала, что проведение сессии в Минске – правильное решение».
В русле разговора о безопасности речь шла о Минске (как о переговорной площадке), также и о минских соглашениях, которые пусть и не все исполняют, но о них знает весь мир.
Кент Харстед, специальный представитель ПА ОБСЕ по Восточной Европе: «Я думаю, у Беларуси есть хорошие возможности для продвижения многих инициатив. Что касается «Хельсинки-2», то здесь не без трудностей, есть много соображений, касающихся начала такого процесса. Полагаю, во многих столицах сейчас размышляют над этой инициативой. Официально в формате Парламентской ассамблеи ОБСЕ мы её пока не обсуждали. Но я определённо проинформирую Ассамблею по этому вопросу».
Есть у официальной части этого визита и закадровая сторона. Переговоры с Кентом Харстедом в Центризбиркоме и МИДе проходили без прессы. Но что там обсуждали, догадаться в общем-то нетрудно. Ещё одна любопытная деталь: этому визиту решили придать и неполитическую окраску, показав современную передовую Беларусь. Тут и китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», и Парк высоких технологий.
Здесь говорили о новых символах страны, которые приходят на смену ассоциации с картошкой. В белорусские танки играют миллионы пользователей по всему миру, белорусские виртуальные маски носит даже Цукерберг, а разработанный белорусами Viber авторитетные издания прозвали «убийцей Скайпа».
Кент Харстед не программист и не венчурный инвестор. Но всё же его деловые связи (и не только в Швеции) весьма обширны. Услышав о Декрете ПВТ 2.0 и о возможностях, которые Беларусь готова предоставить мировым компаниям, Харстед пообещал – IT-ишники Скандинавии обо всех деталях и перспективах работы с Минском узнают уже на этой неделе.
Александр Мартинкевич, заместитель директора администрации Парка высоких технологий: «То, что связано с криптовалютами, с блокчейном, с ICO – это ежедневно меняющаяся правовая среда. И сегодняшняя встреча была в этом отношении полезна, потому что мы услышали то, что происходит сегодня в Европе, и, соответственно, рассказали о том, что происходит у нас».
Словом, этот визит не просто запись в блокноте «политические контакты». Кроме того, это и лишнее подтверждение: необязательно быть во всём согласными, чтобы взаимодействовать конструктивно. Ну, а сам Кент Харстед говорит просто, что хотел бы и впредь приезжать в Беларусь, образно, вне зависимости от того, какая эмблема будет на его фуражке.
Подписывайтесь на нас в Telegram