Для беседы с Главой государства приехали представители СМИ из разных стран – России, Японии и США, Великобритании и Франции, Австрии, Азербайджана, Катара, Саудовской Аравии. В разговоре участвовали и мои белорусские коллеги. Президент ответил, пожалуй, на все главные вопросы современной повестки. И про мир на Украине, и про закрытие границы Польшей, и про ненужность мобилизации в Беларуси.
Рассказал Президент и про переговоры с Путиным, которые прошли в конце недели.
То, что мир на планете становится полицентричным и что он фрагментируется, было заметно давно. Но конфликт на Украине – ему уже скоро год – сделал этот процесс очевидным. С тех пор у каждой стороны своя позиция, правда, и соответственно – риторика. Вот только в мире на Украине заинтересованы не все, да и путь к нему найти все сложнее.
На мировое сообщество похоже надежды мало. Мюнхенская конференция по БЕЗОПАСНОСТИ совсем потеряла основной смысл. Раз уж в ее кулуарах торгуют оружием.
Европе впору задуматься: действительно ли Вашингтон друг. Ведь взорванный американцами «Северный поток» может стать меньшей из потерь. Экономику западных стран по сей день лихорадит от собственных санкций и последствий пандемии. Так, может, не на руку взаимоотношения с Востоком разрывать.
Вот-вот президент США посетит Варшаву, чтобы лично поблагодарить польский народ за военную поддержку украинцев. Других остановок у Байдена не планируется. А вот в щедро им спонсируемый Киев не заедет! Что ж тогда говорить о Минске. Хотя каких-то 500 километров для человека, который пересек океан, не расстояние, согласитесь. И официальное приглашение есть.
Не секрет, что Александр Лукашенко – мастер грамотных ходов. Ведь это тот случай, когда реакция Белого дома карты раскроет. Отказ приехать и договориться – лишь подтверждает, откуда дует ветер угроз.
Николай Межевич, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН: «Байдену, безусловно, нужна война. Как говорится, дедушка старый, ему все равно. А вот Лукашенко сделал правильный ход и очень сильное предложение. Байдену придется как-то реагировать, а бескомпромиссность телеграфного столба, которую демонстрирует Байден и его клика в Европе, – это как раз признак того, что США и Польша играют на темной стороне истории».
Руслан Осташко, политолог (Россия): «Польша сейчас выполняет роль главной гиены Европы. Но тут могут быть серьезные последствия в плане вовлечения поляков в боевые действия. Думаю, Байден едет Польшу еще больше натравливать, благословлять на непосредственное участие в конфликте на Украине».
Пока Запад и Восток выясняют отношения, в том числе с помощью оружия, в сторону Минска то и дело сыплются провокации.
– Стивен Розенберг, корреспондент Вещательной корпорации BBC (Великобритания): «Год назад российская армия совершила вторжение в Украину, в том числе с территории Беларуси. Готовы ли вы еще раз это делать?»
– Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я готов и не просто предоставить, а готов вместе с россиянами воевать с территории Беларуси, но лишь только в одном случае: если оттуда хоть один солдат с ружьем придет на нашу территории убивать моих людей. Это касается не только Украины. Ответ будет жесточайшим».
– Стивен Розенберг, корреспондент Вещательной корпорации BBC (Великобритания): «Но год назад не было угрозы со стороны Украины...»
– Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Кто вам сказал? Вы плохо знаете ситуацию. И Запад взвыл после моего разговора, где я вывесил карту и показал, откуда готовилось нанесение удара по нашей территории. Это четыре позиции. Ракетных систем залпового огня. В том числе "Точка-У", которая накрывала практически промышленные города нашей страны».
Стивен Розенберг – частый гость Дворца Независимости. Свеж в памяти еще обстоятельный разговор с Президентом чуть более года назад, когда внимание всего мира было приковано к беженцам, застрявшим на границе Евросоюза. Опять же к псевдодемократии. Попытка разрешить кризис отношений со странами Запада ещё тогда была. Но когда ценности разные, это всё равно, что на разных языках говорить.
Осадок напряженности будто перешел и в этот разговор. Обвинительная риторика сохранилась. Как и глухота к официальной позиции Минска, хотя в этой истории нет новых поворотов – это ведь не наша война. Хоть BBC отвечай, хоть CNN. Все равно вопросы однотипные.
И на этот эталон тому же Евросоюзу впору равняться. В истории взаимоотношений Беларуси и России были разные периоды. Но когда пришла беда, противоречия преодолены. Что в военных, что в экономических вопросах – уже и доказывать не приходится, Москва и Минск – пример истинного союза.
Понимание на всех уровнях, чего явно не хватает оппонентам, и позволяет договариваться. Когда тот же Запад ударил санкциями, решено взаимодополнять – у нас комплектующие, в России – сборка, и наоборот.
Новый импульс получили и союзные программы, и под протекцией двух лидеров работа пошла активнее. 80% выполнено. Совместными усилиями замещаем импорт, в первую очередь критический. В комплексе это работа на будущее – многие сферы смогут выйти на новый уровень. За примерами далеко ходить не надо. Например, авиастроение – Беларусь готова наладить производство штурмовиков Су-25.
И в делах военных оборону эффективнее держать сообща. И это закреплено в конкретных документах – в том числе военной доктрине Союзного государства.
К диалогу мы призываем с 2014-го. Только за прошлый год в Беларуси прошло три раунда российско-украинских мирных переговоров. И призыв в дипломатии с белорусской земли не стихает. Но будто только нам это и нужно.
Это Президент о том, что недавно бывший канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что соглашения были подписаны с целью дать Украине время окрепнуть. Чтобы потом воевать. Подкрепил признание бывший президент Франции Франсуа Олланд, выступив с аналогичным заявлением. К переговорному процессу подключалась и Турция. Но опять же, видно, не в площадке дело и говорить пора не с протежированными политиками.
Сегодня понятно, ситуация в мире останется взрывоопасной. Попытка расширения НАТО на восток обернулась кровавым конфликтом. И пока за океаном потирают руки, здесь рядом гибнут люди. Беларусь же, что границе двух враждующих миров, и впредь будет защищать национальные интересы. Чтобы, как южная соседка, не оказаться в заложниках у чужих интересов. И как отметил Президент, возможно, по перемирию пора договариваться именно военным. У политиков как-то плохо получается.
Подписывайтесь на нас в Telegram