Общенациональное телевидение

Фотограф-самородок Иван Комар за свои почти 100 лет создал уникальную коллекцию снимков родной деревни под Новогрудком

Читать на сайте ont.by

Нам на глаза попали уникальные негативы середины прошлого века. «Врождённое чувство кадра» и «совершенная композиция» снимков, говорят искусствоведы. Нашёлся и автор. Настоящую летопись родной деревни под Новогрудком создал фотограф-самородок Иван Комар. Снимал односельчан и себя, а оказалось – запечатлел эпоху. Летом ему исполнится 100 лет. Чем не повод навестить мастера! 


Альберт Цеханович, фотохудожник, куратор выставки«Здесь на этой стеночке мы видим автопортреты – тема модная сейчас (селфи). Вот можно сказать на примере этой экспозиции, что он предвосхитил нынешнее время, как говорят, ничего нового нет, скорее, – это открытие велосипеда и повторение старого». 

Автопортреты, начиная с 59-го года. Иван Игнатьевич как портной (это основная профессия) на мотоцикле. Или совсем уж популярная сейчас тема – собственное отражение в зеркале. И даже в образе Шурика из фильма «Операция Ы». 

Всего 100 фотографий, помимо автопортретов, образы односельчан и самые приметные Няньковские объекты. Многие фото из негативов на фотобумагу перенесли лишь теперь, сам автор о художественной ценности хобби как-то не задумывался. Да и вообще – до сих пор пребывает в недоумении. Сейчас Иван Игнатьевич уже около года живёт в Новогрудском отделении круглосуточного пребывания для пожилых (в отрыве от той натуры, которую так любил фиксировать на фотоплёнке: жена умерла, детей нет – ухаживать некому. Последние – уже цветные фото Няньково – хранит на ноутбуке. 

Иван Комар прожил в Няньково всю жизнь с перерывом на войну. В 44-м ушёл на фронт, после победы в родную деревню из Австрии вернулся пешком и с осколком в ноге. Его достали много лет спустя. Работал портным. Фотографией увлёкся уже в 50-е, когда купил зеркальный фотоаппарат «Зенит». 

В специальной тетради всё расписано по кадрам: год, номер плёнки, что изображено, выдержка/освещённость. И так кадр за кадром – год за годом.  

Показать, что в Няньково было, сам Иван Игнатьевич не взялся. Годы уже не те, да и путь в родную деревню не близкий, хотя и всего-то 20 километров, но мы нашли его соседку – Марию Фёдоровну. Вот тут была капличка на кладбище (см. видео – прим. ред.), которая осталась только на фото. А вот здесь была мельница.  

Для неё всё это память… В большей степени, чем искусство. Такого Няньково, как на этих фото нет, и больше не будет. Это уже история. Наша с вами история Беларуси.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by