Общенациональное телевидение

Таланты и возможности

Читать на сайте ont.by

Из всех искусств, если не важнейшим, наверняка, самым понятным для нас является кино. И пусть элитарные фильмы «Лiстапада» уже покинули нашу столицу, есть и такие энтузиасты, которые готовы творить за собственные деньги.

Изобретать, как, собственно, и снимать, его, конечно, никто не просил. Но это совсем не помешало ему пару лет назад снять полнометражный фильм – мелодраму, – потратив на это целый год своей жизни и целую тысячу долларов.

Иван Маслюков, режиссёр: «Бюджет не имеет отношения к качеству, он имеет отношение к рекламе, к окупаемости, к прибыли кинокомпаний. Тарковский говорил о том, что наступит время, когда техническая возможность станет такой простой, что кино сможет снимать один-два человека».

Сегодня первый фильм Ивана в сети уже не найти, говорит, удалил его отовсюду, как только дописал сценарий ко второй своей картине и увидел, сколько в первой было промахов. В роуд-муви «Ваня и Тотошка», сейчас фильм уже на этапе озвучивания, сам Иван и его плюшевый медведь путешествуют по Беларуси. Но что объединяет обе работы, так это друзья на местах актёров и бюджет, который состоял из затрат на бензин и еду для этих самых друзей.

Иван искренне убеждён: снять хороший полнометражный художественный фильм можно за 20 суток силами двух-трёх человек и потратив 2-3 тысячи долларов, из которых тысяча уйдёт на аренду профессиональной кинокамеры. И, в конце концов, какая разница, как говорить, если важно, что ты хочешь сказать.

Иван Маслюков, режиссёр: «Хороший режиссёр не может относиться к малобюджетному кино плохо, потому что он понимает, что, если зритель заинтересовался сюжетом, это может быть снято на мобильный телефон и с плохим звуком, но если ты вливаешься и начинаешь переживать, какая тебе разница?»

Необязательно иметь образование – достаточно иметь вкус. Необязательно иметь деньги – достаточно иметь телефон. Сегодня для непрофессионалов, но любителей желание снимать уже давно как потребность. Но немногие из них готовы променять свободу творчества на большой бюджет. Ведь в большом кино всё строго и за деньги придётся ответить. Кто-то же этой ответственностью наоборот грезит. Ведь они учатся на профессиональных режиссёров…

Полгода Алеся потратила на подготовку, съёмки и монтаж первого в своей жизни пусть и 10-минутного, но фильма. И пусть ей всего 20, всё было по-взрослому – с кастингом актёров и профессиональной командой.

С начала года студенты Академии искусств сняли уже 6 таких игровых работ. 4 из них показали на прошедшем «Лiстападзе». И это, безусловно, прогресс, ведь ещё год назад никто из студентов и не мечтал о том, что их режиссёрские сценарии будут выставляться на тендер, а кинокомпании и продакшн-студии будут бороться за то, чтобы снять по ним кино.

Завкафедрой режиссуры кино и телевидения Валерий Пестов показывает – вот 4 диплома первой степени вчера передали студенты с Московского кинофестиваля. И дипломов этих всё больше, притом что сейчас в Академии учатся всего 22 режиссёра – это если считать все курсы и все специальности – и игровое кино, и документальное, и анимацию. Теперь, говорит Пестов, у ребят есть возможности, посмотрим, останутся ли у них потребности.

«Это действительно странно. Во-первых, наши ребята не востребованы, ведь нет пророка в своём Отечестве. Наши талантливые в России, Киеве. Киев наших выпускников без собеседования берёт на работу».

«Сейчас я учусь в киноакадемии, я уехал, потому что хотел получить новые знания, хотя бы краем глаза увидеть, как снимают большое кино. Сейчас я почти закончил свою дипломную работу, уже сейчас могу сказать, что это была очень непростая задача, здесь другие правила, другие законы, другое мышление».

О том, кто такой Кирилл Нонг, все узнали год назад, когда молодой человек представил публике свой подчёркнуто голливудский по стилю, но любительский по бюджету фильм.

Притом что в «Снимать на поражение» немало экшн-сцен с оружием и погоней, тратился режиссёр только на самое необходимое. В итоге – меньше 3 тысяч долларов. Снимал Кирилл на профессиональный фотоаппарат и, по традиции «малых бюджетов», исключительно собственных друзей.

К малобюджетному кино молодой режиссёр относится только позитивно. Для него это способ учиться на собственных ошибках и способ перейти на новый высокий уровень. На вопрос, где это делать, Кирилл ответил себе, и сейчас находится в Лос-Анджелесе. Вопрос же у поклонников его творчества здесь, в Беларуси, только один: вернётся ли?

«Есть идеи, есть предложения по поводу моих проектов, я не исключаю, что в следующем году вернусь обратно и попробую снять свой новый фильм, но пока мне сложно сказать, я занят своей дипломной работой».

Тем временем белорусский кинорынок не дремлет и ждёт новых премьер. Главной из которых должен стать фильм с рабочим названием «Авель». Именно он победил в открытом конкурсе Министерства культуры на создание национального проекта. Разработала и предложила его частная кинокомпания. Съёмки начнутся уже в январе. Контракт на участие в этих съёмках подписал Эрик Робертс и другие звёзды кино класса А, чьи имена пока не разглашаются. Как и имя режиссёра картины – известно лишь, что он приедет из США. При этом главные роли в фильме исполнят белорусские актёры Владимир Гостюхин и Руслан Чернецкий. Но многим этого мало. Как же так – проект вроде национальный, а делается чуть ли не чужими силами. Своих что ли мало?

Чтобы свои режиссёры учились и вырастали из коротких штанишек и малых бюджетов, нужны продюсеры, – убеждены сами продюсеры. Проблема лишь в том, что пока этих продюсеров в нашей стране можно пересчитать по пальцам.

За 170 своих личных тысяч долларов фотограф Дмитрий Якунин снял ни много ни мало целый комедийный сериал. 8 серий, 26 минут каждая, и сам Дмитрий в роли режиссёра, оператора и монтажёра. Причём говорит, что до этого проекта камеру в руках не держал вовсе. Жизнь креативного агентства «Грабли», именно там работают герои сериала, автор показал с помощью белорусских актёров и минских декораций. Не то чтобы это идея фикс. Просто жить, говорит, здесь нравится, снимать дёшево. Но главное, снимать самим. Не важно, госкиностудия это или простой любитель.

«Когда ты снимешь полностью картину от момента создания идеи и до сдачи копий в прокат, всё от начала ты делаешь сам, ты полностью понимаешь все нюансы. А когда 50 на 50 производство, скажем, Литвы, Беларуси и России, оттуда приедет один профессионал с огромным опытом, он всё сделает за вас, он всех построит и всех научит работать, но говорить о том, что это белорусское кино, уже нельзя».

Сколько людей, столько мнений. Особенно если говорят об искусстве. Ведь не танцуют же об архитектуре. Вот и директор киностудии «Беларусьфильм» уверен: демократизация и доступность кинопроизводства хорошо, но его элитарность будет вечной. И если каждая маленькая девочка мечтает о большой любви, то снимающий кино дёшево всё равно мечтает о большом бюджете.

В этом году на «Беларусьфильме» выходит 9 художественных картин. Директор признаётся, что этого мало, нужно 20. Но, по крайней мере, 2 из 9 сняли дебютанты – Александра Бутор и Александр Анисимов. Это уже хорошее начало. Впрочем, ждать манны небесной здесь никому не советуют. И вспоминают, что в советские годы и российского режиссёра Сокурова на «Беларусьфильм» попросту… не взяли. Ведь не важно, с чего ты начал и даже каким путём пошёл в кино, важно, куда пришёл. И пойдут ли за тобой зрители и профессионалы.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by