Таланты и возможности

Из всех искусств, если не важнейшим, наверняка, самым понятным для нас является кино. И пусть элитарные фильмы «Лiстапада» уже покинули нашу столицу, есть и такие энтузиасты, которые готовы творить за собственные деньги.

Из всех искусств, если не важнейшим, наверняка, самым понятным для нас является кино. И пусть элитарные фильмы «Лiстапада» уже покинули нашу столицу, есть и такие энтузиасты, которые готовы творить за собственные деньги.

Изобретать, как, собственно, и снимать, его, конечно, никто не просил. Но это совсем не помешало ему пару лет назад снять полнометражный фильм – мелодраму, – потратив на это целый год своей жизни и целую тысячу долларов.

Иван Маслюков, режиссёр: «Бюджет не имеет отношения к качеству, он имеет отношение к рекламе, к окупаемости, к прибыли кинокомпаний. Тарковский говорил о том, что наступит время, когда техническая возможность станет такой простой, что кино сможет снимать один-два человека».

Сегодня первый фильм Ивана в сети уже не найти, говорит, удалил его отовсюду, как только дописал сценарий ко второй своей картине и увидел, сколько в первой было промахов. В роуд-муви «Ваня и Тотошка», сейчас фильм уже на этапе озвучивания, сам Иван и его плюшевый медведь путешествуют по Беларуси. Но что объединяет обе работы, так это друзья на местах актёров и бюджет, который состоял из затрат на бензин и еду для этих самых друзей.

Иван искренне убеждён: снять хороший полнометражный художественный фильм можно за 20 суток силами двух-трёх человек и потратив 2-3 тысячи долларов, из которых тысяча уйдёт на аренду профессиональной кинокамеры. И, в конце концов, какая разница, как говорить, если важно, что ты хочешь сказать.

Иван Маслюков, режиссёр: «Хороший режиссёр не может относиться к малобюджетному кино плохо, потому что он понимает, что, если зритель заинтересовался сюжетом, это может быть снято на мобильный телефон и с плохим звуком, но если ты вливаешься и начинаешь переживать, какая тебе разница?»

Необязательно иметь образование – достаточно иметь вкус. Необязательно иметь деньги – достаточно иметь телефон. Сегодня для непрофессионалов, но любителей желание снимать уже давно как потребность. Но немногие из них готовы променять свободу творчества на большой бюджет. Ведь в большом кино всё строго и за деньги придётся ответить. Кто-то же этой ответственностью наоборот грезит. Ведь они учатся на профессиональных режиссёров…

Полгода Алеся потратила на подготовку, съёмки и монтаж первого в своей жизни пусть и 10-минутного, но фильма. И пусть ей всего 20, всё было по-взрослому – с кастингом актёров и профессиональной командой.

С начала года студенты Академии искусств сняли уже 6 таких игровых работ. 4 из них показали на прошедшем «Лiстападзе». И это, безусловно, прогресс, ведь ещё год назад никто из студентов и не мечтал о том, что их режиссёрские сценарии будут выставляться на тендер, а кинокомпании и продакшн-студии будут бороться за то, чтобы снять по ним кино.

Завкафедрой режиссуры кино и телевидения Валерий Пестов показывает – вот 4 диплома первой степени вчера передали студенты с Московского кинофестиваля. И дипломов этих всё больше, притом что сейчас в Академии учатся всего 22 режиссёра – это если считать все курсы и все специальности – и игровое кино, и документальное, и анимацию. Теперь, говорит Пестов, у ребят есть возможности, посмотрим, останутся ли у них потребности.

Валерий Пестов, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Академии искусств: «Это действительно странно. Во-первых, наши ребята не востребованы, ведь нет пророка в своём Отечестве. Наши талантливые в России, Киеве. Киев наших выпускников без собеседования берёт на работу».

Кирилл Нонг, студент Нью-Йоркской киноакадемии (New York Film Academy), режиссёр: «Сейчас я учусь в киноакадемии, я уехал, потому что хотел получить новые знания, хотя бы краем глаза увидеть, как снимают большое кино. Сейчас я почти закончил свою дипломную работу, уже сейчас могу сказать, что это была очень непростая задача, здесь другие правила, другие законы, другое мышление».

О том, кто такой Кирилл Нонг, все узнали год назад, когда молодой человек представил публике свой подчёркнуто голливудский по стилю, но любительский по бюджету фильм.

Притом что в «Снимать на поражение» немало экшн-сцен с оружием и погоней, тратился режиссёр только на самое необходимое. В итоге – меньше 3 тысяч долларов. Снимал Кирилл на профессиональный фотоаппарат и, по традиции «малых бюджетов», исключительно собственных друзей.

К малобюджетному кино молодой режиссёр относится только позитивно. Для него это способ учиться на собственных ошибках и способ перейти на новый высокий уровень. На вопрос, где это делать, Кирилл ответил себе, и сейчас находится в Лос-Анджелесе. Вопрос же у поклонников его творчества здесь, в Беларуси, только один: вернётся ли?

Кирилл Нонг, студент Нью-Йоркской киноакадемии (New York Film Academy), режиссёр: «Есть идеи, есть предложения по поводу моих проектов, я не исключаю, что в следующем году вернусь обратно и попробую снять свой новый фильм, но пока мне сложно сказать, я занят своей дипломной работой».

Тем временем белорусский кинорынок не дремлет и ждёт новых премьер. Главной из которых должен стать фильм с рабочим названием «Авель». Именно он победил в открытом конкурсе Министерства культуры на создание национального проекта. Разработала и предложила его частная кинокомпания. Съёмки начнутся уже в январе. Контракт на участие в этих съёмках подписал Эрик Робертс и другие звёзды кино класса А, чьи имена пока не разглашаются. Как и имя режиссёра картины – известно лишь, что он приедет из США. При этом главные роли в фильме исполнят белорусские актёры Владимир Гостюхин и Руслан Чернецкий. Но многим этого мало. Как же так – проект вроде национальный, а делается чуть ли не чужими силами. Своих что ли мало?

Чтобы свои режиссёры учились и вырастали из коротких штанишек и малых бюджетов, нужны продюсеры, – убеждены сами продюсеры. Проблема лишь в том, что пока этих продюсеров в нашей стране можно пересчитать по пальцам.

За 170 своих личных тысяч долларов фотограф Дмитрий Якунин снял ни много ни мало целый комедийный сериал. 8 серий, 26 минут каждая, и сам Дмитрий в роли режиссёра, оператора и монтажёра. Причём говорит, что до этого проекта камеру в руках не держал вовсе. Жизнь креативного агентства «Грабли», именно там работают герои сериала, автор показал с помощью белорусских актёров и минских декораций. Не то чтобы это идея фикс. Просто жить, говорит, здесь нравится, снимать дёшево. Но главное, снимать самим. Не важно, госкиностудия это или простой любитель.

Дмитрий Якунин, режиссёр: «Когда ты снимешь полностью картину от момента создания идеи и до сдачи копий в прокат, всё от начала ты делаешь сам, ты полностью понимаешь все нюансы. А когда 50 на 50 производство, скажем, Литвы, Беларуси и России, оттуда приедет один профессионал с огромным опытом, он всё сделает за вас, он всех построит и всех научит работать, но говорить о том, что это белорусское кино, уже нельзя».

Сколько людей, столько мнений. Особенно если говорят об искусстве. Ведь не танцуют же об архитектуре. Вот и директор киностудии «Беларусьфильм» уверен: демократизация и доступность кинопроизводства хорошо, но его элитарность будет вечной. И если каждая маленькая девочка мечтает о большой любви, то снимающий кино дёшево всё равно мечтает о большом бюджете.

В этом году на «Беларусьфильме» выходит 9 художественных картин. Директор признаётся, что этого мало, нужно 20. Но, по крайней мере, 2 из 9 сняли дебютанты – Александра Бутор и Александр Анисимов. Это уже хорошее начало. Впрочем, ждать манны небесной здесь никому не советуют. И вспоминают, что в советские годы и российского режиссёра Сокурова на «Беларусьфильм» попросту… не взяли. Ведь не важно, с чего ты начал и даже каким путём пошёл в кино, важно, куда пришёл. И пойдут ли за тобой зрители и профессионалы.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram