Законопроект о государственно-частном партнёрстве внесут в парламент в начале 2015 года

В белорусском парламенте говорили о государственно-частном партнёрстве. Депутаты представили для обсуждения новый законопроект, который может стать проводником для инвестиций в Беларусь и развития инфраструктуры.

В белорусском парламенте говорили о государственно-частном партнёрстве. Депутаты представили для обсуждения новый законопроект, который может стать проводником для инвестиций в Беларусь и развития инфраструктуры.

Чего ждать от документа и смогут ли государство и бизнес сделать шаги навстречу друг другу?

Если в Палате представителей назначены парламентские слушания, это означает, что в Овальном зале будут поднимать наиболее значимые вопросы для всей страны. Обсудить тему государственно-частного партнёрства сегодня депутаты пригласили более 150 человек – чиновников, научных работников, представителей Европейской экономической комиссии и, собственно, самих бизнесменов.

В новом законопроекте пока только три главы и 34 статьи – немного, но инициаторы закона обещают – он должен стать настоящим прорывом в экономике.

Николай Снопков, министр экономики Беларуси: «Это превосходная возможность для национального и иностранного инвестора получить доступ к секторам экономики, которые исторически находятся под контролем государства, таким как транспортная инфраструктура, энергетика, медицинская инфраструктура».

Такой шаг навстречу бизнесу в правительстве объясняют несколькими причинами. Мировой опыт показывает, что бизнес лучше управляет государственными активами, а человеку при сохранении социальных гарантий неважно, государство или частник предоставит рабочее место и обеспечит достойную зарплату. К тому же нести социальную нагрузку в прежнем объёме бюджету всё сложней.

Максим Ермолович, заместитель министра финансов Беларуси: «Возможности бюджета не меняются в лучшую сторону. Если в 2008 году мы на капитальные вложения тратили почти 5 миллиардов долларов, то в период с 2009 по 2012 годы – максимум 3 миллиарда долларов в год».

Эксперты из Европейской экономической комиссии, которая работает под эгидой ООН, продолжительное время изучали экономику Беларуси. Сегодня представили свои выводы. Обнадёживающие.

Тони Бонничи, представитель Европейской экономической комиссии ООН: «Мы считаем, что в последние три-четыре года удалось достигнуть многих улучшений. Достаточно много сделало для этого Министерство экономики. У белорусского законопроекта по государственно-частному партнёрству есть и сильные, и слабые стороны. Но в целом положения закона соответствуют тому, что мы называем передовой практикой»

Яркий пример такого сотрудничества – австрийская компания «Капш», которая внедрила в Беларуси сервис по сбору платы за проезд по автодорогам. Бизнес-план сработал на 100%: бюджет получил солидные вливания, бизнес – прибыль, водители – удобства при оплате. И тем не менее, вопросы к разработчикам закона остаются.

Кирилл Рудый, помощник Президента: «Кому в Беларуси необходим закон? Компания “Капш” работает без такого закона, по инвестпроекту. Есть массовые конкретные предложения частников о партнёрстве с государством? Если нет, то отношения между государством и частником, если они появятся, можно прописать и в инвестдоговоре».

Сегодня вопрос остался без ответа, но депутаты взяли его на заметку. Как и такой: сможет ли государство получить гарантию от частника, что тот исполнит все свои обязательства как положено? Ведь есть негативные примеры. Этим летом на всю Россию прогремело дело частной коммунальной компании «Тверьтепло». Три года назад ей передали на баланс все теплосети города для обслуживания населения, но всё закончилось бесконечными судебными исками против нового собственника и его банкротством. Или так называемый «Орловский тоннель» под рекой Невой в Петербурге, который хотела реализовать «Невская концессионная компания». Проект после подписания документов многократно вырос в цене, и договор государство расторгло, а компания заслужила репутацию несостоявшегося инвестора. Но положительных примеров, говорят эксперты, гораздо больше.

Виталий Максимов, председатель Совета директоров «Транспроект груп» (Россия): «Возможных моделей государственно-частного партнёрства очень много, и найти оптимальную для конкретного случая или проекта, который будет наиболее эффективен и для государства, и для бизнеса, и для населения. Вот эту задачу нужно ставить на этапе подготовки».

Владимир Карягин, председатель Президиума «Республиканской конфедерации предпринимательства»: «Беларусь может привлечь серьёзные инвестиции и поднять национального инвестора для целого ряда проектов… Это создаёт позитивные предпосылки для успеха этой работы».

Сегодня страны Таможенного союза пока обходятся инвестиционным и концессионным законами. Государственно-частное партнёрство в Беларуси, Казахстане и России пока существует в виде точечных проектов.

Виктор Валюшицкий, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Вопрос не стоит, чтобы было больше частного в стране. Государственно-частное партнёрство – это форма ведения бизнеса, где должно быть объединение финансов, и государства, и бизнеса, чтобы реализовать какой-то социальный проект… А закон уже определяет правила игры».

Идеи такого взаимодействия в Беларуси уже продвигает Центр государственно-частного партнёрства. Ему, видимо, и суждено стать паромом между двумя берегами.

Как минимум до весны депутаты будут дорабатывать законопроект о государственно-частном партнёрстве. Учтут пожелания, рекомендации и международный опыт. Кстати, уже завтра парламентарии продолжат обсуждение взаимодействия государства и бизнеса в Санкт-Петербурге. Там депутаты из стран СНГ расскажут, как это работает у них на родине.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Новости Минска