«Всего одна жизнь»

​В начале недели в Орше хоронили Геннадия Равкова. 44-летний сотрудник Государственной инспекции охраны растительного и животного мира погиб от браконьерской пули. В ответ на требование остановиться нарушитель правил охоты выстрелил в инспектора в упор.

В начале недели в Орше хоронили Геннадия Равкова. 44-летний сотрудник Государственной инспекции охраны растительного и животного мира погиб от браконьерской пули. В ответ на требование остановиться нарушитель правил охоты выстрелил в инспектора в упор. Из ружья 16 калибра. Практически мгновенная смерть и трагедия, которая вышла далеко за пределы семьи погибшего, где остались жена, две дочери и маленький внук.

Проводить в последний путь Геннадия Равкова пришли сотни жителей Орши. Родные, близкие, коллеги...

Виктория Ларченко, дочь Геннадия Равкова: «Два месяца назад ему внучку родила, так любил её. И на ручки, и питание ночью встанет сделает – просить не нужно было. Для него работа и семья это было всё. Человек дела. Ни одна дочь так, наверное, с отцом не дружит. Мы с ним делились такими тайнами, которые никто не знает: ни мама, ни муж. Для нас он настоящий герой».

Геннадию Равкову было 44. Служил в знаменитой 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. Окончил Академию МВД, в природоохрану пришёл 7 лет назад из милиции.

Василий Лемешев, начальник Витебской областной инспекции охраны животного и растительного мира: «Он был лучшим у нас, он был лучшим и как товарищ, и как оперативник… Трудно говорить».

На этих (см. видео – прим.ред.) архивных кадрах четырёхлетней давности рейд инспекторов со съёмочной группой нашего телеканала. По лесным тропам журналистов вёл Геннадий Равков. Тогда он рассказывал об очередном громком задержании браконьеров.

А на этом поле (см. видео – прим.ред.) трагически закончился последний рейд инспектора. Искали браконьерские сети, но пошли на звук выстрелов.

Стрелявшего задержала милиция. Им оказался 55-летний житель Толочина. В прошлом – милиционер. Когда-то был судим за кражу и попытку поджога. В последнее время работал в районной газете водителем, с коллегами не конфликтовал.

Мотив убийства до сих пор не ясен. Добычи у браконьера не было. За незарегистрированное ружьё отделался бы штрафом примерно в Br3,5 миллиона.

За всю историю Госинспекции охраны животного и растительного мира это второй случай гибели сотрудника. В декабре 2004 года в Дзержинском районе Николай Гурин также преследовал браконьера, но тот решил не сдаваться и выстрелил инспектору прямо в сердце.

С тех пор многое изменилось. 12 лет назад служба перешла из министерского подчинения в прямое президентское. Появились дополнительные полномочия, современное оснащение и оружие. Началось активное обучение. А на первом сборе в 2004-м сотрудники инспекции напоминали скорее партизанский отряд.

Сегодня Госинспекторы обладают навыками рукопашного боя, умеют метко стрелять. Впрочем, на поражение огонь не открывали ни разу. В воздух и по колёсам – приходилось, хотя жизни сотрудников угрожали нередко.

Николай Самец, начальник Минской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира: «Получилась ситуация такая, что я один был с автоматом, напарник с другой стороны подходил. Три браконьера вышли. У них металлические палки. Один замахивается на меня и говорит: “Не уйдёшь – будешь лежать в кустах!”. Пришлось их убедить. У меня автомат вот так (см. видео – прим.ред.) был. Это их охладило. Позже оказалось, что все судимые, повидали в жизни, поэтому так себя вели. А ещё недавно преследовать пришлось на машине четырёх браконьеров на скорости 150 километров в час».

А этот (см. видео – прим.ред.) браконьер-рыболов решил защитить свои сети ножом. Встречается и неадекватное поведение. В качестве спецсредств инспекторов предусмотрены и бронежилеты, однако их применение на практике – вопрос неоднозначный.

Сергей Новиков, начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси: «Конечно, и бронежилет, и другие спецсредства могут свою роль сыграть. Он имеет вес определённый, так же, как и автомат, и если всё это нагрузить, тяжело будет ходить, не то, что бегать. Что касается конкретно этой ситуации, выстрел был практически в упор, характер ранения такой, что бронежилет не спас бы жизнь. Пулевое ранение 16-го калибра – представьте! И при этом пуля, я её видел, со стальным стержнем».

Невзирая на риск и потери, госинспекция оправдала ожидания. В сравнении с 2003 годом количество правонарушений уменьшилось почти втрое. Фактически прекратилась нелегальная вырубка древесины. За незаконное убийство животных предусмотрены крупные штрафы, и даже лишение свободы до 6 лет. Впрочем, и легальная охота – вовсе не повод палить во всё, что движется.

В разгар охоты хруст ветки под ногой может стоить человеку жизни. И белорусские охотники убивают друг друга. Брат брата. Отец сына. Причина банальна – стрельба по неясно видимой цели: в тумане, ночью, на шорох в кустах. А ведь правила охоты, как и правила дорожного движения, написаны кровью.

Ежедневно в Беларуси на охрану животного и растительного мира заступают около двухсот сотрудников госинспекции. Им содействуют и другие структуры лесной охраны. К сожалению, без потерь не обходится и у них. Так, три года назад погиб охранник Березинского биосферного заповедника. Браконьер нарвался на засаду и выстрелил на голос. У инспектора осталась маленькая дочь. Стрелявшего приговорили к 25 годам лишения свободы. Столько же «светит» и убийце Геннадия Равкова.

Подписывайтесь на нас в Telegram