Республиканский педагогический совет: каким быть белорусскому образованию?

​Каким быть белорусскому образованию решали сегодня на Республиканском педагогическом совете в Минске. Форум собрал учителей и педагогов, директоров школ и руководителей предприятий со всей страны. Участвовал в нём и Президент. Ведь речь шла не только об организации получения знаний (хотя этот вопрос очень важный и ему уделили много внимания), но и о том, кто завтра будет строить будущее нашего государства.

Каким быть белорусскому образованию решали сегодня на Республиканском педагогическом совете в Минске. Форум собрал учителей и педагогов, директоров школ и руководителей предприятий со всей страны. Участвовал в нём и Президент. Ведь речь шла не только об организации получения знаний (хотя этот вопрос очень важный и ему уделили много внимания), но и о том, кто завтра будет строить будущее нашего государства.

Экономика требует прорывных технологий, а значит, грамотных специалистов. По каким книгам учить, во сколько начинать уроки, как оценивать знания, когда прививать профессиональные навыки, а также кто будет учить, и какую педагоги должны получать зарплату? Обсуждение длилось три с половиной часа.

Ещё здесь прабабушки, дедушка, родители – и все учителя. В этой семье уже насчитали семь веков педагогического стажа. Династия, по словам учителя истории, зародилась ещё в 19 веке. И каждый старается преуспеть: отличники образования, кандидаты наук, победители международных конкурсов. Галина Николаевна и сама уже подготовила трёх стипендиатов Президентского фонда, а в 2017 ещё и победителя республиканской олимпиады.

Большой совет о будущем страны, общества, нации. Педагогический форум собрал более 900 специалистов – это лучшие педагоги, репетиторы с авторскими новаторскими методиками обучения, ректоры и руководители предприятий, которым нужны специалисты с навыками и умениями завтрашнего дня. В повестке – решение практических вопросов, например, оптимальное время начала занятий в школе (восемь или всё же девять часов). Как сделать шестой школьный день самым интересным? Одно из решений – помочь детям с ответом на вопрос «Кем быть».

Популярная тема разговоров в кулуарах – новые учебные планы и учебники. В этом году обновление очень заметно.

Своё общение с педагогами Александр Лукашенко также начал со знакомства с новым учебником – «Алгебра. Седьмой класс». Один из авторов – Ирина Арефьева – учитель-практик Суворовского училища поделилась своими наработками. В итоге материал получился понятным и доступным.

Поручение Президента – завершить обновление учебных пособий к следующему учебному году. Причём учебники по форме должны быть интересные и яркие, по содержанию – глубокие, но внятные.

Ещё одна, возможно, магистральная цель собрания – выработать образовательную стратегию на перспективу: какой будет школа (средняя и высшая) в 2020 и даже в 2030 году, когда за партами будут сидеть следующие поколения белорусов. Перемены, конечно, необходимы, но одно должно оставаться неизменным – центральная роль в образовательном процессе принадлежит учителю.

Александр Лукашенко уверен, что Интернет и гаджеты полезны, но научить ученика думать, рассуждать и анализировать может только человек. С этим солидарен первый (пока единственный) Народный учитель Беларуси Валерий Барашков, который и педагогом стал, благодаря своим учителям и наставникам.

В советское время считалось, что педагог – это больше, чем профессия. Это призвание. И сегодня многие участники форума говорили о том, как поднять авторитет учителя в обществе. По оценке ректора Белорусского педагогического университета, профессия вновь становится престижной. Что ещё больше радует – этот путь выбирают грамотные и мотивированные люди.

Чтобы педагоги работали с душой, их надо избавить от рутины бумаготворчества. Это требование Президента имеет свою историю, что-то уже сделано, но много бумаг и отчётов осталось.

Ещё одна насущная тема – зарплата. Учителей и врачей – представителей бюджетной сферы – Александр Лукашенко считает опорой государства. Люди, которые отвечают за здоровье и будущее страны не должны жаловаться на зарплату.

Также Александр Лукашенко ответил на концептуальный вопрос: почему именно сегодня и именно в таком широком составе обсуждаются проблемы образования? По оценке Президента, мы подошли к важному рубежу. На заре независимости Беларуси удалось сохранить лучшие черты советского обучения, следующие годы были посвящены совершенствованию. Теперь необходимо на основе приобретённого опыта, проб, успехов и ошибок сделать шаг вперёд.

В развитии образования Беларусь избежала системных ошибок, благодаря чему создала хорошую основу для развития. На примере языкового вопроса Александр Лукашенко аргументировал, почему нельзя допускать промахов и в дальнейшем.

Сегодня получился подробный и обстоятельный разговор буквально обо всех уровнях образования – от высшей школы до детского сада. Кстати, белорусское дошкольное образование Александр Лукашенко охарактеризовал как лучшее в мире, что, впрочем, не снимает насущных проблем укомплектованности садов и зарплат воспитателей.

На ступени выше (в школе) важно давать не только современные знания, но и представление о труде. На это обратил внимание директор сельской школы, где организовали несколько небольших производств. Сначала, признаётся, было недопонимание, потом дети и родители рассмотрели пользу трудовых навыков.

Конечно, сегодня не могли обойти вниманием один из самых обсуждаемых вопросов: «Какую отметку ставить ученику, если ответ на «отлично»: это десятка или пятерка».

Ещё одна инициатива – сократить (не сразу, плавно и постепенно) набор в вузы в пользу средне-специальных и профессионально технических заведений. Ситуация на рынке такова, что спрос на грамотного токаря, который умеет работать на станках последних моделей несоизмеримо выше, чем на среднего экономиста или кадровика. Специализация и профилизация вузов – это ещё одна тенденция. Речь о том, чтобы аграрный университет готовил агрономов, технический – инженеров. Но часто те и другие набирают студентов на универсальные «экономические» специальности.

Среди других предложений Министерства образования: на уровне ПТУ оставить один вид учреждения – колледж, усовершенствовать правила приёма в вузы (где-то проводить собеседования, при необходимости ввести дополнительные университетские экзамены), а также перейти на обязательное общее среднее образование (сегодня его получают почти 100 процентов учеников).

Люди профессии вечной молодости – именно так говорят о педагогах. Им, чтобы принять и осознать решения сегодняшнего дня, потребуется время – речь как о серьёзных инновациях, так и о простом знакомстве с новыми учебниками. Но перемены, уверены участники форума, необходимы, иначе – застой.

Учителя и руководители школ, колледжей и вузов признаются: сегодня услышали главное – об их проблемах власть знает и готова помочь с решением. Чем не повод для вдохновения? Впрочем, первого сентября начнётся новый учебный год. Ученики и студенты не должны ощутить каких-либо трудностей перехода.

Подписывайтесь на нас в Telegram