Закрытой и ещё не построенной. И на одну, и вторую может не хватить финансирования.
Первая литовская АЭС – Игналинская – согласно договору о вступлении Литвы в ЕС, была закрыта в последний день 2009 года. Но, как оказалось, просто остановить реактор – не есть закрыть АЭС. Пока в стадии завершения только временное хранилище для использованного ядерного топлива, строительство комплекса для хранения твёрдых радиоактивных отходов ещё не начато, что оборачивается огромными расходами.
Из производителя электроэнергии Игналинская станция превратилась в самого крупного потребителя – 2,5 млн литов, а это 1 млн долларов, ежемесячно уходит на оплату электричества, необходимого для поддержания оборудования. Эти деньги выплачиваются из фонда по закрытию станций, который субсидирует ЕК, а общий долг уже составляет около 1 млрд литов – 400 млн долларов. Вину за затягивание процесса литовское Правительство сваливает на подрядчика – немецкую компанию с российским капиталом Нукем. Тем временем приближается время распределения европейских денег на закрытые атомные станции. Еврокомиссия не раз задавала вопросы правительству Литвы об использовании уже полученных средств. Если долг не будет погашен, Брюсель грозит сократить финансирование на 2014-2020 годы, и вместо ожидаемых 770 млн евро Литва может получить лишь треть – всего 210 млн.
Валентинас Мазуронис, лидер парламентской оппозиции: «Евросоюз обязан выполнять свои обязательства, так же как Литва была вынуждена выполнять все свои. Считаю, что руководство страны должно вести себя бескомпромиссно. Или обе стороны выполняют свои обязательства, или мы запускаем второй блок Игналинской станции».
Литве пришлось уступить Брюсселю, она согласилась покрыть часть недостающих денежных средств – около 100 тысяч евро, предприятие-подрядчик в свою очередь тоже готово погасить убытки. Пока решаются проблемы закрытия ИАЕС, Правительство подгоняет проект новой атомной станции в Висагинасе. Уже подписано соглашение по основным положениям концессионного договора о строительстве атомной электростанции со стратегическим партнёром – японским концерном Хитачи. Планировалось, что стратегическими партнёрами в строительстве выступят Латвия, Эстония и Польша, однако Польша заявила о своём выходе из проекта, так как сама намерена строить свою станцию. Таким образом, финансовая нагрузка падает на три балтийские страны, а средств может не хватить.
Литва намерена контролировать 34 % акций будущей станции. Латвия рассчитывает на 15-20 % долей капитала. В ходе проекта Литва готова предоставить для будущей АЭС строительную площадку, взять на себя все допроектные предложения и обеспечить интеллектуальный потенциал. Общая стоимость проекта – 17 млрд литов. Планируется, что станция начнёт эксплуатироваться в2020 году.
Первая литовская АЭС – Игналинская – согласно договору о вступлении Литвы в ЕС, была закрыта в последний день 2009 года. Но, как оказалось, просто остановить реактор – не есть закрыть АЭС. Пока в стадии завершения только временное хранилище для использованного ядерного топлива, строительство комплекса для хранения твёрдых радиоактивных отходов ещё не начато, что оборачивается огромными расходами.
Из производителя электроэнергии Игналинская станция превратилась в самого крупного потребителя – 2,5 млн литов, а это 1 млн долларов, ежемесячно уходит на оплату электричества, необходимого для поддержания оборудования. Эти деньги выплачиваются из фонда по закрытию станций, который субсидирует ЕК, а общий долг уже составляет около 1 млрд литов – 400 млн долларов. Вину за затягивание процесса литовское Правительство сваливает на подрядчика – немецкую компанию с российским капиталом Нукем. Тем временем приближается время распределения европейских денег на закрытые атомные станции. Еврокомиссия не раз задавала вопросы правительству Литвы об использовании уже полученных средств. Если долг не будет погашен, Брюсель грозит сократить финансирование на 2014-2020 годы, и вместо ожидаемых 770 млн евро Литва может получить лишь треть – всего 210 млн.
Валентинас Мазуронис, лидер парламентской оппозиции: «Евросоюз обязан выполнять свои обязательства, так же как Литва была вынуждена выполнять все свои. Считаю, что руководство страны должно вести себя бескомпромиссно. Или обе стороны выполняют свои обязательства, или мы запускаем второй блок Игналинской станции».
Литве пришлось уступить Брюсселю, она согласилась покрыть часть недостающих денежных средств – около 100 тысяч евро, предприятие-подрядчик в свою очередь тоже готово погасить убытки. Пока решаются проблемы закрытия ИАЕС, Правительство подгоняет проект новой атомной станции в Висагинасе. Уже подписано соглашение по основным положениям концессионного договора о строительстве атомной электростанции со стратегическим партнёром – японским концерном Хитачи. Планировалось, что стратегическими партнёрами в строительстве выступят Латвия, Эстония и Польша, однако Польша заявила о своём выходе из проекта, так как сама намерена строить свою станцию. Таким образом, финансовая нагрузка падает на три балтийские страны, а средств может не хватить.
Литва намерена контролировать 34 % акций будущей станции. Латвия рассчитывает на 15-20 % долей капитала. В ходе проекта Литва готова предоставить для будущей АЭС строительную площадку, взять на себя все допроектные предложения и обеспечить интеллектуальный потенциал. Общая стоимость проекта – 17 млрд литов. Планируется, что станция начнёт эксплуатироваться в2020 году.
Подписывайтесь на нас в Telegram