Устранения строительного брака в новой квартире могилевчанин смог добиться через суд. И только спустя 4 года после новоселья. А строительная организация решение суда первой инстанции посчитала слишком бьющим себе по карману: и в части возмещения материального ущерба жильцу, и в особенности морального. Свой вердикт вынес Могилёвский областной суд. К слову, это судебное разбирательство вызвало резонанс среди жителей региона. Ведь не часто у новосёлов хватает терпения да и юридической подкованности, чтобы заставить нерадивых строителей ответить рублём за свой брак.
Br50 млн за моральный вред новосёлу – это уж слишком! Бобруйский завод крупнопанельного домостроения не согласился с решением суда первой инстанции и подал кассационную жалобу в Могилёвский областной суд. Предприятие оказалось в роли ответчика за строительный брак в квартире в одной из своих новостроек.
Александр Лабейко, представитель Бобруйского завода КПД: «Мы просим пополам материальный ущерб и требование разумности и справедливости при назначении морального ущерба. С остальным согласны, да».
Строительный брак устранить, возместить истцу материальный ущерб в Br14 млн рублей за ремонт, который пошёл насмарку из-за сырости и промерзания стен. Эти решения суда первой инстанции коллегия областного суда оставила в силе. Но вот в иске о возмещении морального вреда отказала. Со ссылкой на закон «О защите прав потребителей».
Светлана Стальмахова, заместитель председателя Могилёвского областного суда: «Законодательство «О защите прав потребителей» распространяется на договорную основу. По настоящему делу усматривается, что между Клецко и заводом КПД никакого договора не заключено».
Действительно, договор у хозяина квартиры Анатолия Клецко заключён не с бобруйской строительной организацией, а со своим жилищно-строительным кооперативом. Но, по словам Анатолия, получив ключи от квартиры ещё 4 года назад, он безуспешно пытался решить проблемы сырости и плесени на стенах с помощью председателя своего ЖСК.
Юрий Воропай, начальник юридического отдела городского общества защиты потребителей (г. Минск): «В данной ситуации, по нашему мнению, если потребитель, гражданин обратился по гарантии в организацию, по гарантии его права не были выполнены, то вот в данном случае вступает право потребителя на качество, которое даёт ему фактическую основу, повод для обращения, в том числе и за компенсацией морального вреда. Ведь подрядчиком в данном случае следует рассматривать как организацию, практически изготовителя данного дома, а в вытекающих из закона отношениях мы можем смело говорить, что прямо закон установил, что потребитель вправе обратиться к изготовителю, минуя какие-нибудь посреднические».
Только в процессе суда строительная организация наконец-то взялась за устранение недоделок: утеплила стены между квартирой и лестничной площадкой, укрепила гидроизоляцию – квартира на первом этаже. Анатолий недавно сделал ремонт и наконец-то его семья в прямом смысле смогла вздохнуть спокойно в собственной квартире.
Анатолий Клецко, истец: «Сколько будет стоить здоровье, которое было потрачено моими родственниками? Они ходили с баллончиками от астмы… Это не так просто всё, когда ты идёшь к кому-то в кабинет, а тебя обливают грязью. За что? За то, что я пришёл и прошу сделать то, как это должно быть?»
Хождение не один год по лабиринтам кабинетов чиновников, бесконечная переписка, четыре экспертизы и адвокат. Анатолий признаётся: нелегкая это работа – заставить горе-строителей довести дело до ума.
Сергей Корытко, адвокат юридической консультации Ленинского района г. Могилёва: «Я полагаю, что есть люди, которые не отстаивают свои права. Может, соседи моего доверителя. И я надеюсь, что вступившее сегодня в законную силу решение их сподвигнет к защите своих прав».
Продолжатся ли судебные тяжбы с требованием возмещения морального ущерба, Анатолий Клецко пока не знает. Говорит, что обсудит это со своим адвокатом. Уже убедился: дело это хлопотное.
Подписывайтесь на нас в Telegram