Александр Лукашенко сегодня снова задает информационную повестку. Ответы на вопросы, которые витают в воздухе, и которые хотели бы услышать не только в Беларуси и России – прозвучали во Дворце независимости. Главный вывод – угроза нового глобального конфликта никогда не была так близка, как сегодня. Принимая непростые решения, Президент четко видит цель – сохранить страну и шире – Отечество.
В ситуации с остановкой марша ЧВК «Вагнера» на Москву (а это самое громкое событие последних дней) нет героев, убежден Александр Лукашенко, потому что проблему вовремя не заметили как следует, и не решили, а призывы «всех посадить и замочить» не-дальновидны – нужно заглянуть чуть дальше и подумать – а что будет после этого?
Аудитория и повод как нельзя кстати – вручение генеральских погон высшему офицерскому составу. Церемония плановая. Но во Дворец независимости пригласили не только руководителей силового блока, но и журналистов вместе с главами СМИ и политологов. О том, что заставило взволноваться каждого гражданина Союзного государства, как проходили переговоры с Евгением Пригожиным, которые увенчались успехом – Президент рассказал в деталях.
И отметил, что в этих переговорах не являлся посредником, а действовал от своего имени, ведь если рухнет Россия, под обломками окажется и Беларусь. А главной опасностью событий была перспектива погружения всего общества в хаос и смуту. И это могло произойти и из-за неверного решения, и его отсутствия. Анна Пыж – о самом главном.
Это могла бы быть традиционная церемония – безусловно, торжественная и важная – но все-таки предсказуемая и понятная, если бы не то, о чем последние дни говорит не просто вся страна, и даже не две-три страны. События на юге России о многом заставляют задуматься. Александра Лукашенко, прежде всего. Но не его одного. Не зря во Дворец независимости пригласят руководителей военных и силовых структур, политологов и журналистов.
Президент отдаст дань уважения генералам. Их погоны – это не просто звезды, что упали на плечи, а груз ответственности. За мир и за судьбу страны, как бы пафосно это ни звучало.
Война – трудозатратна, но каких усилий, как оказалось, требует мир! Угроза глобального конфликта еще никогда не была такой явной – заявляет президент. Беларусь всеми силами пытаются втянуть, и как будто кто-то уверен, что здесь все средства хороши.
Обезопасить себя – это быть максимально собранным и аккуратным, в том числе, в формулировках. Александр Лукашенко не раз сделает эту ремарку. И вот пример: Минск предлагает мирные переговоры, а как это называет Запад?
Провокация следует за провокацией. То дрон залетит будто случайно, то мертвый беженец словно посылка от соседей. А то и шальная ракета…
Президент не намерен меряться вооружениями. Понятно, что их достаточно по обе стороны всех границ. Но последние события показали: сила не в оружии, а в единстве.
Это ключевые слова для понимания мотивов Президента, который сам предложит помощь в разрешении ситуации с ЧВК «Вагнер». Но прежде Александр Лукашенко делает важный акцент – и для собравшихся генералов, и для гражданских по ту сторону телевизионного экрана.
Это для понимания того, что Вооруженные Силы Беларуси могут быть быстро, если надо, очень быстро приведены в боевую готовность. Так почему же Александр Лукашенко так подключился к разрешению конфликта на юге России? Он все объяснит. Но прежде – объяснит, почему решился на этот разговор.
Президент в деталях воссоздаст хронологию. Ведь, как это часто бывает, казалось, что ничего не предвещает. В пятницу, когда и стали поступать первые тревожные сообщения, Александр Лукашенко готовился к вечернему выпускному. Но к утру стало ясно: основатель «Вагнера» не шутит. Он занял Ростов.
В это время Евгений Пригожин находился в штабе Южного военного округа в Ростове-на Дону. Первый разговор с ним (а переговоры продолжались весь день) выдался самым эмоциональным.
История знает примеры. «Из искры разгорится пламя» неспроста стало революционным лозунгом. Да и в зале есть историки, чтобы подтвердить: города, страны и режимы могут рухнуть в одночасье – и ядерное оружие не понадобится.
Есть важнейшее условие, которое сделало эти переговоры возможными. Александр Лукашенко не приемлет кровопролития, он с самого начала был настроен избежать жертв, на это же всячески пытался настроить и Кремль, и российские спецслужбы, и владельца «Вагнера».
Все это Александр Лукашенко рассказывает не для того, чтобы показать, какой он переговорщик, а чтобы стало понятнее, какой трагедии удалось избежать. Это потребовало предоставления определенных гарантий. Но гарантия – значит ответственность тех, кто готов договариваться. В противном же случае наступает другой вид ответственности – за тех, кого потеряли.
Да, информации до сего дня недоставало и пазл был не полным. Но если нормальные люди в условиях недостатка информации просто переживают, то есть и категория «особо переживающих» (в кавычках), которые стали домысливать и плодить фейки. Не хотелось бы засорять ими эфир, но Александр Лукашенко готов терпеливо отделить зерна от плевел.
Хорошо то, что хорошо заканчивается. Но это не значит, что кто-то вышел победителем. Александр Лукашенко не дает оценок и по-хорошему просит других воздержаться.
Александр Лукашенко будет извиняться за сумбур. Но кто следит за ним, его логику наверняка понимает. Впрочем, можно и по пунктам…
Президент оперирует не эмоциями, а аргументами. Это важно. Конечно, в России только и разговоров (зачастую крайне эмоциональных): как быть дальше и что со всем этим делать? Свое видение есть и у Александра Лукашенко. Он не навязывает собственное мнение, а просто просит не рубить сгоряча.
Безусловно, выводы из произошедшего сделают и белорусские военные. Ведь случившееся – это одна из страниц большого пособия по переделу мира, которое пишется прямо сейчас. Дальше – не будет проще. Звучит как не очень приятное пророчество, но как есть.
Чего греха таить: этот подробный разговор в оригинале еще подробнее. С военными президент поделится некоторыми наработками в части обеспечения безопасности страны, с гражданскими – да, собственно тем же.
Ведь жизнь учит нас всех быть внимательными и аккуратными – в словах и действиях. Одно неосторожное слово может привести к таким последствиям, что «Полет валькирий» покажется детской песенкой.