Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости общества

«Воскресная проповедь»: почему молодежь матерится?

В последнее время не только на улицах, но даже в интернете совершенно естественным стало сквернословие. Почему так происходит и как к этому относиться? Важный вопрос в своей проповеди поднимает протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.

«В последнее время, как никогда прежде, не только на улицах, но даже в Cети совершенно естественным стало противоестественное – сквернословие. Когда я говорю на улице, имеется в виду и транспорт общественный, и магазины, и просто общение молодежи. И здесь поражает, прежде всего, нецензурный лексикон женщин и особенно девушек, школьниц. Вот по этой причине мне вновь хотелось вернуться к размышлениям о сквернословии. Еще раз заострить внимание всех нас на этом страшном грехе. И вот, мне думается, что грехи языка – одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, проще сказать, не заметить, не обратить внимание. И что потрясает, внутренне переворачивает. К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, удивляются, что слова эти все еще являются нецензурными. Да, действительно, наш язык неиссякаемо богат. Вряд ли стоит сравнивать его с другими языками. У каждого языка есть свои неповторимые достоинства. И, пожалуй, дело здесь не в сравнениях. Возможности нашего языка, разнообразие красок, оттенков, словесных и звуковых нюансов, представляются каждому из нас безграничными. И мы должны знать, что у истоков и нашей мовы, и русского языка, и украинского, и сербского, и болгарского, и других стоит церковнославянский язык, язык, питающий все их языковые формы, стоит как неиссякаемый источник. Любовь к своему языку предполагает владение им, умение обращаться с ним, как с другом, помощником и спасительной надеждой», – говорит протоиерей.

Но вот эта душевная опустошенность, духовная бессмысленность существования и элементарное отсутствие человеческой воспитанности очень часто приводят и к словесной уродливости, подчеркнул Федор Повный.

«Если человеку не хватает знаний, мысли или есть мысль, пусть не своя, а заданная, даже навязанная, но не хватает слов для выражения этой мысли, от ощущения беспомощности такой человек прибегает к словам-балластам, заполняющим пустоты интеллекта. Эти слова не несут смысловой нагрузки, но для говорящего кажутся тем спасательным кругом, который удержит его на плаву», – размышляет священник.

Федор Повный
Протоиерей
Наша брань – она особая. И на это я хочу обратить серьезное внимание всех нас. Я не буду вдаваться в происхождение такого рода брани, знатоки-исследователи называют другие народы и языки, привнесшие эти виды оскорблений, но я немножко о другом: все эти наши ругательства связаны с интимными, срамными органами и частями человеческого тела. Все отборные ругательства нашего языка происходят от названий половых органов, блудодеяний, испражнений, нечистот. Поэтому они так резки и непристойны. А самое омерзительное, когда в этот набор срамных нечистот вплетается имя твоей матери. К сожалению, ругательства знают все. Не надо думать, что какие-то слова должны быть скрыты и даже неизвестны. Нет. Они могут быть известны так же, как и все другие слова. И не нужно думать, что, если найти для них смягченную форму, их можно употреблять в обиходе. Нет. Их мерзостная сила должна быть известна и должна даже подчеркиваться. Но произнесение их может расцениваться только как такое же постыдное дело, как если бы человек открыл свои срамные части и демонстрировал бы их бесстыдно, как скот. Произносить это – все равно, что прилюдно спускать штаны или задирать подол. Поэтому для любого человека, считающего себя хоть на йоту приличным, произнесение этих выражений означает его собственное погружение в яму нечистот.

Подробнее – в новой проповеди Федора Повного: