Пятидесятница, или День Святой Троицы, – что это за праздник? Какая его история? И почему на нас сходит Святой Дух? Об этом рассказал протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.
«Пророк Исаия в 53 главе своего пророчества говорит, что "он – Христос, тогда грядущий – был изъязвлен за грехи наши. Что Он взял на Себя, на свои плечи немощи наши, что язвами Его, ранами Его мы исцелились..." И здесь меня не перестают вдохновлять и одновременно поражать по своей глубине размышления митрополита Антония Сурожского, на которые я и хочу опереться в своей сегодняшней передаче. Ведь когда мы думаем о Христе воскресшем, являющимся Своим ученикам, дающим им осязать Свои руки, призывающим Фому-апостола испытать реальность и глубину ран, которыми изъязвлены Его руки, ноги и бок, часто мы упускаем из вида главное: мы забываем, что вознесшийся Христос вознесся с изъязвленной, раненой нашим грехом Своей плотью, и что каким-то непостижимым образом, не только Воскресший, но и вознесшийся Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь, вот почему и Воскресение Христово, и страшная Страстная седмица сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Святой Троицы, непостижимой, Великой», – сказал Повный.
Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа. И Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим в славе. Христос остается агнцем Божиим, закланным до сотворения мира, за спасение мира.
«И когда Он посылает, в день Пятидесятницы – тот день, который мы празднуем сегодня как день Святой Троицы, – когда Он посылает Своего Духа на учеников, на апостолов, на Церковь, на мир весь, Он посылает Его нам, как бы двояко: с одной стороны мы – тело Христово, живое, трепетное, измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, по слову апостола Павла, Тело, носящее на себе раны Спасителя, восполняющее в себе то, чего недоставало земной скорби и телесному страданию Христа, из столетия в столетие Церковь призвана быть телом Христовым, ломимым в спасение человечества. И мы, как Тело это, как бы мы ни были недостойны этого, потому только, что мы Христовы, потому, что мы – Церковь, мы приобщены этому дару Святого Духа», – рассказал протоиерей.
Но Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже непостижимым образом соединены со Христом, а и потому, что мы немощны, что мы порой бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти. Получаем мы Духа Святого не только как Тело Христово, но порознь и вместе, как грешное общество, и как грешники, грешники, отчаянно нуждающиеся в силе Божией для нашего спасения в Вечность...
И поэтому этот день мы должны принять особым образом: мы должны в этот день постараться прийти ко Христу, по возможности прийти в Храм, прийти во всей немощи нашей, но со всей открытостью, со всей тоской по Богу, со всем голодом, со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь. Чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась жизнь наша... И, хотя бы сегодня, когда мы, может быть, и не пришли в Храм, но, когда в Храме поется призывная молитва к Богу: «Приди и вселися в ны!» – это была бы и для нас не очередная молитва, а завершение всей нашей тоски по Богу, всей нашей любви к Богу, и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может открыться любви и радости. И тогда, как бы ни были мы греховны и немощны, мы сможем воспринять вновь и по-новому меру благодати, которая нас делает более близкими Богу, Тому Богу, Который вошел во славу в плоти, изъязвленной нашим грехом... И невольно хочется воскликнуть: «Как дивен наш Бог»! С какой благодарностью мы можем о Нем думать! Мы, так часто полуверки, мы, живущие иногда так плохо, мы Им любимы, Он в нас верит, Он на все надеется и все силой Своей нам может дать, если мы только дадим Богу право, власть над нами, простор действовать свободно...» – заявил настоятель.
Но здесь хотелось заметить еще одно нечто важное: ведь к этой славе предназначен не только человек, но и вся природа. В этот день в Ветхом Завете сынами Израиля устраивались древесные кущи.
«А мы, христиане, в этот день приносим в Храмы цветы, травное зелие и ветви древесные. И вся природа через эти приношения становится причастной храму, приобщается Пятидесятнице. Вся тварь, по слову апостола, ожидает откровения сынов человеческих, ждет преображения в новое небо и в новую землю, мировой Пятидесятницы, которая грядет, грядет за гранью всеобщего воскресения. Вот поэтому этот день мы зовем еще и вторым богоявлением. Бог-Отец, открывшийся в сыне Своем, открывается и в Духе, от Отца исходящем и Сыном посылаемом. И теперь в совершенстве открывается это богоснизхождение. Господь сотворил мир, но и вселился в него – Отец Сыном и Духом Святым. А поэтому будем, хотя бы сейчас в этот день, благоговейны и трепетны, чтобы благодать Духа Святого коснулась и нас», – сказал Повный.