Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости общества

«Во что ты любишь играть?» Протоиерей Федор Повный о том, что поменялось в поведении людей и чем это опасно. Воскресная проповедь

Что можно назвать играми во взрослом мире и почему важно играть по правилам? Объясняет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской Епархии Белорусской православной церкви.

 

«Ведь наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Вот что бы мы с Вами сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, бабочки – летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, часто агрессивной, почти индивидуалистичной», – заметил протоиерей.

Он предположил, что произошло это от того, что оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, что привело к кризису игровой культуры.

«Я хочу озвучить вам мнение известного собирателя, организатора и «реставратора» народной игры В.М. Григорьева – играть стали не меньше, а хуже. Вот что он пишет: «Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и так далее. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа», – отметил протоиерей.


Федор Повный рассказал, что проведенное недавно психологическое исследование в детских садах показало, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали. А большинство детей называли какие-то подвижные игры типа санки и прятки, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

«И к большому сожалению, совсем исчезли групповые игры – этот воздух детской жизни старших поколений. Где они – "Казаки-разбойники", "Бояре", "Жмурки", "Лапта" и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста», – отметил Повный.

Зато, сказал протоиерей, появились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические, однако сама суть, «тайна» игры оказалась так и не раскрыта. Многие ученые-психологи пытались и пытаются ответить на главный вопрос – зачем нужна игра?

«Во-первых, игра – это школа произвольного поведения (по определению известного детского психолога Д.Б. Эльконина). Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: "Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!" Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке! Во-вторых, игра – это школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог – А.Н. Леонтьев)», – сказал протоиерей.

Можно сколь угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными и религиозными требованиями, – подчеркивает священнослужитель. 

«Они, при умелой организации взрослых, учат многим христианским добродетелям: таким, например, как терпимость к другим, смирение… И вот что интересно, психологические исследования показали, что, если "недругов" включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и, наоборот, для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказывается сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых...», – сказал протоиерей.

В третью очередь, отметил Повный, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. По мнению священника Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке, средство проникновения в сферу смыслов, постижение единства мира и его Творца». С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание.

«Но, кроме прочего, игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития и одновременно это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. И мы с вами знаем, что одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия. Иными словом, игра – дело серьезное», – подчеркнул Федор Повный.

А как выбрать, что для ребенка в игре действительно важное? На самом деле, это очень непросто, ведь игрушек – море, отметил священнослужитель. 

«Оказывается, игрушки – очень прибыльный бизнес, «игровая индустрия» расширяется с каждым годом: к мягким и механическим добавляются электронные и компьютерные, и взрослые увлечены их созданием всерьез, как будто делают их для себя. Порой поражаешься вопиющей безграмотности ее изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины», – считает Федор Повный.

В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определенный воспитательный смысл.