Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости общества

Парламентарий Семеняко рассказал, можно ли лишить «беглых» гражданства и почему они «люди без флага, без страны»

В чем разница между утратой и лишением гражданства? И какой из терминов применим в Беларуси? На эти вопросы в эфире программы «Марков. Ничего личного» на ОНТ ответил председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Валентин Семеняко.


Валентин Семеняко: «Разговор идет не о лишении, а об утрате гражданства. И это очень важное, существенное отличие. Потому что утрата подразумевает то, что человек потерял его, его не лишили – он потерял гражданство своими действиями, направленными против этой же страны. Потому что, согласно основному закону, лишен никто не может быть. Он совершил действия, которые привели к утрате. Это очень важный, существенный момент. Потому что в Конституционной комиссии, когда мы готовили основной закон, мы об этом очень много дебатировали. И смысл весь заключается в том, что человек по рождению гражданин – лишить его не правильно. А вот утратить – он сам своими действиями утратил это гражданство. В этом заложен очень важный смысл».

По словам парламентария, многие «беглые» утрачивают гражданство, рассчитывая, что за границей они будут жить богаче или вернутся в Беларусь, когда действующая власть падет.

Валентин Семеняко: «Потому что многие граждане, которые давно потеряли, десятилетиями живут на территории других государств, они пытаются влиять на процессы, которые здесь происходят, они их не понимают. Но у них сложилось другое понимание реальности той, в которой они теперь живут, и они эту реальность пытаются переложить на нас, тех, кто здесь живет и работает. Очень примечательно: к нам в парламент поступило письмо в 2020 году. Написал человек, белорус, который 10 лет живет в Евросоюзе. Он приехал сюда в отпуск, ему нужно было сделать плановую операцию. Он там не мог ее сделать за деньги, здесь сделали бесплатно. Он благодарил Президента, благодарил наши власти за то, что это можно сделать. Я к чему это говорю? Что та реальность, которую привлекают, она придуманная. Как говорится, нельзя турпоездку путать с эмиграцией. Я всегда говорю: есть и у соседа красивая жена, она тебе нравится, это не значит, что у нее нет изъянов. Может, у нее дурной запах изо рта или она храпит ночью. И когда наши беглые сталкиваются с этой реальностью – они понимают, что их обманули. Они понимают, что дарэмныя грошы – это нечто эфемерное, чего не существует. У нас они могут быть за счет государственных, за счет социальной ориентации. Они не дарэмныя. Они тоже заработанные кем-то. Но их можно получить в виде социальных гарантий. Там никто, ни один бизнесмен, капиталист не поделится своими деньгами просто так. И когда они вливали сюда эти миллионы, они вливали в расчете получить миллиарды. А у них, у этих наших ребят обманутых, сложилось мнение, что за счет этого можно жить, это может и там работать. Почему они без флага, без страны? Потому что они рассчитывали, что уезжают ненадолго: "режим" падет, они вернутся. Не получилось».

Подробности смотрите в программе «Марков. Ничего личного».