Судя по всему, китайские мудрые мысли очень хорошо изучили на другом конце света. И применяют на практике. Когда в Штатах говорят «красная угроза», они имеют в виду не СССР. Орел или дракон? Сегодня это яркая метафора, но противоречия гораздо глубже и лежат совсем не в плоскости географии.
Все началось не вчера и не с Байдена. И как далеко зайдет «охота на ведьм»?
Китайский, русский, белорусский – все то, что с Востока, легко назвать коммунистическим. А значит враждебным. Мы наблюдаем не просто противоборство двух держав – борьбу идеологий и разных ценностей. Климат взаимоотношений Пекина и Вашингтона влияет на весь мир. Им есть что делить. И они ходят по краю.
Однажды история их рассудит, и это будет история Пекина.
9 декабря. США. 70 лет назад в обстановке всеобщей истерии и страха перед распространением идей коммунизма американский гигант «Дженерал Электрик» уволил всех работников с коммунистическими взглядами. Ни где-нибудь, а в самой «империи свободы», коей себя провозгласили Штаты. Взяли и устроили идеологические чистки, дабы не потерять главный ресурс капиталистов – рабочий класс.
Атмосфера враждебности к Советскому Союзу растет. «Красная угроза» умыла американские элиты ледяной водой, заставив судорожно искать способы сохранить доминирование тех, у кого капитал – равно власть. Придуманный враг породил настоящую «охоту на ведьм». Устранять неугодных (как внутри США, так и за пределами) – таковы нравы той самой западной демократии. Думаете, за 70 лет что-нибудь изменилось?
Искоренить коммунизм в США не удалось. Сегодня Компартия в Штатах по-прежнему существует – лет 10 назад в ее рядах были около 3 членов по всей стране. И хотя левые находятся на обочине американской политики, в последние годы симпатии к их идеям растут. Появляются новые политики и новый курс – на многополярность. Но ведь равные среди равных – вызов самим основам капиталистической системы. Штатам все труднее собирать ренту гегемона и жить не по средствам. Поэтому красная угроза вновь нависла над американцами. По крайней мере, им так говорят из Вашингтона. Россия – уже не соперник номер 1, хотя страна и сумела оправиться после тяжелейшего развала Советского Союза. Угроза дальше на Востоке – Китай, который стремительно набирает политический вес и наращивает экономические мускулы. Страна выбилась в лидеры и стала локомотивом мировой экономики, вобрав в себя коммунистические идеи и, по сути, заняв место СССР.
Что ж. Первопричина всех идеологических истерик США кроется в простом – в деньгах, как инструменте влияния. Дабы остаться наверху пищевой цепочки, США готовы устраивать по всему миру бойни. И в этот черный список попадают все, кто бросил вызов эконмическому доминированию Запада. Проще говоря, все те, кто не с ними. И Беларусь, находясь в надежных союзниках и партнерах России и Китая, знает об этом не понаслышке.
Да, Беларусь и Китай разные, но под общим знаменателем одно – национальные интересы. Взаимоуважение, доверие и готовность строить отношения на выгодных условиях для обеих стран по всем направлениям. Наши различия – и визит Александра Лукашенко в Пекин тому пример – не мешают говорить на равных. Договоренностей – все больше. И никакого давления или претензий на исключительность.
И противоположный пример – недавняя встреча лидеров Китая и США. Джо Байден на полусогнутых сперва хлопает Си Цзиньпина по плечу и сразу после встречи перед журналистами называет его диктатором. Типичный капиталист с фальшивой улыбкой. И американцы, которых по-прежнему пугают «красной угрозой», начинают называть вещи своими именами.
Непримиримая борьба Запада за полное доминирование заключается не в конкуренции, а в уничтожении конкурента. И в идеологическом плане, и, если надо, в физическом. Только вот мир устал от всей этой демонстрации «мягкой» и «грубой» силы. Понятия действительно изменились. Доллар становится все более шаткой валютой. Попытки изолировать неугодных работают в обратную сторону. А политическая система, учившая всю планету правам и свободам, оказалась напрочь лишена и того, и другого. Вот и вся история.