Специальная военная операция России на Украине – это центральное событие первых 25 лет XXI века, которое трансформирует весь мир. Об этом в эфире программы «Марков. Ничего личного» на ОНТ заявил политолог Александр Шпаковский.
Александр Шпаковский: «[СВО России на Украине] это центральное событие первых 25 лет XXI века, это совершенно однозначно. Очевидно, что контекст не ограничивается Украиной и специальной военной операцией. Контекст глобальный. Украина в данном случае выступает в качестве инструмента, порождающего определенные социально-политические и экономические трансформации. Что я имею в виду? Во-первых, происходит коренная ломка отношений на мировом энергетическом рынке. Советский Союз, который почил в бозе, и мы сейчас фиксируем грустную дату – 27 декабря 1992 года распад Советского Союза, это очередная годовщина этой геополитической трагедии… Но элита, поздняя советская и впоследствии, во многом выстраивалась вокруг идеи энергетической сверхдержавы. Сбежавший после начала специальной военной операции за рубеж Анатолий Борисович Чубайс в прямом смысле был идеологом этой концепции, вдохновителем. Концепция была построена на том, что Россия в обмен на отказ от коммунистической идеологии, от сферы влияния, от притязания на некий глобальный проект, от Советского Союза, в конце концов, от республик, тесно связанных с Москвой, вписывается в мировую глобальную экономику в качестве поставщика энергоресурсов. А премиальный класс на этом хорошо зарабатывает. Долгое время так оно и было, ровно до того момента, пока в России многие, в том числе руководитель этого государства, имею в виду уже Владимира Владимировича Путина, близких к нему людей, в первую очередь силового блока, не поняли, что все это определенного рода игра понарошку. Никто не собирался предоставлять России этот статус, эта роль была предоставлена временно для того, чтобы обеспечить деиндустриализацию России, ее подчинение, втягивание ее финансовой, политической элиты в систему глобального капитала».
Эксперт подчеркнул, что параллельно коллективный Запад занимался расширением НАТО и проверял Россию «на зуб».
Александр Шпаковский: «А в это же время параллельно, постепенно продолжалась ползучая интервенция НАТО на восток, продвигались наступательные ударные потенциалы, в государствах постсоветского пространства происходили цветные революции, в самой России велась подрывная деятельность, направленная на дезорганизацию российского государства. Это и разжигание сепаратизма в Чечне, поддержка террористических формирований, исламского радикализма, это и попытка цветной революции в 2012 году на Болотной площади. Это и подстрекательство такой небольшой страны, как Грузия, к войне. Для чего это было сделано? Было ведь понятно, чем закончится это столкновение. Но хотелось проверить на зуб Россию: “а вдруг посыпется, если немножко нажать?” Оказалось – не посыпалась. И где-то со второй половины 2000-х годов у российских руководителей было все меньше иллюзий относительно возможностей партнерства с Западом и относительно возможностей неких честных договоренностей. Хотя, конечно, инерционно продолжалась линия на выстраивание приоритетных отношений в энергетической сфере с Германией. Более того, замысел Евразийского экономического союза, предложенный Путиным, Лукашенко и Назарбаевым, первоначально содержал в своей основе идеи де Голля и Аденауэра о единой Европе от Лиссабона до Владивостока. Де Голль когда-то говорил: “Европа, единая Европа – от Атлантики до Владивостока – будет определять судьбу мира”. Но не судьба, как показала практика».
Подробности смотрите в программе «Марков. Ничего личного».