Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости политики

Первый референдум в Беларуси 1995: язык, флаг и путь к президентской республике / ЛИКБЕЗ

Ровно 30 лет назад, 14 мая 1995 года, состоялся первый референдум в истории суверенной Беларуси. Референдум, который расставил важные приоритеты, не допустил радикализацию национализма и стал отправной точкой к перестройке политической системы общества. Какие вопросы ставили на голосование и что решили белорусы? Вспомним сегодня.

Свой суверенитет Беларусь встретила в хаосе. Расцвет национализма, попытка насаждения ложных символов. Все русское и советское называется врагом. Инфляция, упадок белорусских предприятий, преступность и коррупция. Пустые обещания выйти из кризиса. Парламент и Правительство проваливают 3 экономические программы. Этот конфликт ветвей власти заложат и в первую Конституцию. Слабый институт президентства и непропорционально сильный Верховный Совет.

Право инициировать референдум у избранного в 1994-м году Президента было. В разделе 3 Конституции 1994 года содержалась глава 2 «Референдум (народное голосование)». В статьях 73 и 74 указывалось, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы, которые назначались Верховным Советом, в том числе и по предложению Президента Республики Беларусь.

Собственно Александр Лукашенко и высказался о своем намерении провести всенародный референдум 2 февраля 1995 года, далее начался процесс обсуждения вопросов, которые необходимо вынести на голосование. Депутаты Верховного Совета большинством голосов высказались «за» и даже назначили дату проведения, но при этом сразу выступили против вынесения на всенародное обсуждение трех из четырех предложенных Президентом вопросов. А депутаты БНФ и БСДГ вообще устроили ночную голодовку в зале заседаний Парламента.

А вот подавляющее большинство населения идею референдума восприняло хорошо. Это был первый в истории независимой Беларуси пример использования прямой и непосредственной демократии для решения политических проблем. Референдум был назначен на 14 мая 1995 года. На всенародное голосование вынесли 4 вопроса: 1. о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного языка; 2. об изменении государственной символики; 3. о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией; 4. о внесении изменений в Конституцию, которые позволяли бы Президенту распускать Верховный Совет в случаях систематического или грубого нарушения Основного закона.

На каждом из 4-х вопросов предлагаю остановиться поподробнее. Итак, придание русскому языку статуса государственного.

В Беларуси на тот момент существовали политические силы, которые настаивали на необходимости уже даже навязывания белорусского языка. В 1990 году принята «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР». Она предусматривала преобладание белорусского языка во всех сферах функционирования белорусского общества к 2000 году и отчасти противоречила белорусскому Закону о языках, который гарантировал гражданам право обращаться в органы власти на любом языке.

Конституция провозглашает право каждого пользоваться родным языком, выбирать язык общения, а государство гарантирует свободу выбора языка воспитания и обучения. В независимой стране белорусскому языку ничего не угрожало. И государство было обязано создать условия для развития национальных культур (в т.ч. и в области языка) всех этносов, населяющих территорию Беларуси. В то же время опросы показывали, что большинство населения хотело, чтобы русский язык имел статус государственного.

Поэтому чтобы в обществе было согласие, а все права и свободы граждан были соблюдены, депутаты Верховного Совета просили Президента инициировать республиканский референдум о придании русскому языку статуса второго государственного. И такой вопрос был вынесен на голосование.

За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3%.

Второй вопрос – изменение государственной символики.

 Да, Александр Лукашенко принял присягу в 1994 году под бело-красно-белым флагом. Потому что именно он в то время был официальным. Правда, стал он государственным символом при, мягко говоря, непривлекательных обстоятельствах. 

Сначала с провозглашением Белорусской Народной Республики под немецкой оккупацией во время Первой мировой войны. Тогда же официальным стал и герб «Погоня». Позже в годы Великой Отечественной войны во время немецко-фашистской оккупации бело-красно-белый флаг возродили коллаборационисты. Причем официальный статус БЧБ одобрили немецкие оккупанты. А еще бело-красно-белые цвета были официальными и в Белорусской краевой обороне – это пронацистское вооруженное формирование, которое боролось с партизанами.

После окончания Великой Отечественной войны БЧБ стал символом белорусских эмигрантов на Западе. Этаким знаменем борьбы за независимость Беларуси. И когда Советский союз развалили, бело-красно-белый флаг и погоня стали официальным символом новой страны Беларусь.

Вот только воспринято в обществе это было негативно, в том числе ветеранами, и именно из-за его использования белорусскими коллаборационистами. Например, Республиканский совет Организации ветеранов дважды, 19 мая и 20 августа 1993 года, ходатайствовал перед Верховным Советом об отмене законов о государственных символах Беларуси. В 1995 году 74 депутата Верховного Совета обратились к Александру Лукашенко с просьбой инициировать республиканский референдум «Об отношении населения Республики Беларусь к официальной символике» с одновременной обязательной разработкой новых символов.

На референдуме 1995-го за изменение государственных символов проголосовали 75,1%.

Третий вопрос – о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией. Еще в своей предвыборной программе Александр Лукашенко обещал «восстановить бездарно уничтоженные связи с Россией».

Простых людей волновали простые проблемы. Сытость и достаток. И пока все стремились к Западу, в тот же Евросоюз (а что происходит при интеграции с Европой, можно чудесно рассмотреть на примере той же Литвы), мы понимали, что нам выгодно дружить и сотрудничать с нашим ближайшим соседом – Россией. Потому что, в отличие от союза с Западом, этот союз был взаимовыгодным.

Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, также поддержали 83,3%.

И последнее – о внесении изменений в Конституцию, которые позволяли бы Президенту распускать Верховный Совет в случаях систематического или грубого нарушения Основного закона.

По Конституции 1994-го Президент являлся руководителем государства и исполнительной власти. Верховный Совет выполнял законодательные функции. Но скоро стали проявляться заложенные в Основном Законе Республики Беларусь политические противоречия. В нем не был создан механизм преодоления кризисных ситуаций, которые возникали во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властями. Исполнение отдельных указов Главы государства затягивалось, некоторые ставились под сомнение. Могли потребовать и отмены указов. БНФ, представленный в тот момент в Верховном Совете, блокировал экономические законы. Получается, Президент есть, а полноты власти для воплощения идей в реальность – нет. Да и в обществе все чаще звучала критика и недовольство работой Верховного Совета. Для разрешения проблем в стране власти нужна была воля, сильная президентская власть. И начало этому курсу положил именно референдум 1995 года.

За внесение изменений в действующую Конституцию в этой части проголосовали 77,7% граждан, принявших участие в голосовании. 

Надо сказать, что президентские инициативы, вынесенные на референдум 95-го, нашли народную поддержку еще согласно соцопросам, проведенным перед плебисцитом. А, собственно, 14 мая 1995 года большинство белорусов проголосовали за их одобрение. По данным ЦИК Беларуси, в референдуме приняли участие 4 млн 823 тыс. граждан, из которых более 3,5 млн. ответили «ДА» на все 4 вопроса. При этом наибольшую поддержку нашли вопросы языка и интеграции с Россией.

Итоги. Русский язык в Беларуси приобрел статус государственного, Президент расширил свои полномочия, а официальными символами страны стали современные, близкие народу флаг и герб. Через год на их основе Минском и Москвой был подписан «Договор о создании сообщества Беларуси и России», а уже в 1999 года было создано Союзное государство. А кризис политической власти окончательно разрешился на референдуме 1996 года, когда Беларусь стала президентской республикой.

Это был «Ликбез.by».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.