1 мая – День труда, и этот праздник у многих связывается с СССР (хотя изначально он вообще не оттуда, просто после Октябрьской революции он стал официальным). Но вот а что еще можно отнести к советскому наследию? Конечно же, ГОСТы. Колбаса или сгущенка по ГОСТу – это то, что у многих ассоциируется со знаком качества. А у кого-то – с банальным маркетингом. Конкретно сегодня поговорим о том, что мы едим, из чего это сделано и за что мы должны быть благодарны этому «пережитку прошлого». Поликбезничаем!
Но сначала займусь немного вотэбаутизмом и начну оттуда.

Мы то, что мы едим. 70% американцев страдают от ожирения или излишнего веса. А значит едят они добавки, жир и сахар. В огромных количествах. И я не говорю о том, что в Америке ну прям нет нормальной еды. Она есть. Но большинство американцев питаются плохо, и вот почему.
Фастфуд и полуфабрикаты там зачастую дешевле свежих продуктов (например, килограмм чипсов стоит меньше, чем килограмм овощей). Это особенно актуально для семей, у которых немного денег.

Производители специально добавляют эти ингредиенты, чтобы сделать продукты более вкусными и вызвать привыкание. Тот же сахар стимулирует выработку дофамина (это такой гормон счастья), а это потом усиливает желание больше покупать и больше есть.
Сахаром и жиром перегружены даже детские продукты. И рекламой эти продукты активно продвигаются. В любом американском фильме вы увидите, как дети завтракают… хлопьями (и заливают это все сладким соком), здоровыми, казалось бы, продуктами. Так, зависимость и склонность к перееданию формируется с самого детства.

И вообще, что касается того самого здорового, в среднестатистическом американском понимании, питания.
Производители часто используют на упаковке броские слова вроде «натуральный», «органический», «без ГМО» или «с высоким содержанием белка», чтобы привлечь внимание покупателей. Вот только там это вовсе не означает, что продукт чистый и полезный. Эти продукты должны покупать, а значит они должны быть сходу вкусными и вызывать зависимость. А значит там тонны сахара. Причем добавляют его в таких количествах даже туда, где это не обязательно.
В США вообще нет строгих стандартов для использования терминов вроде «здоровый» или «полезный». Это позволяет называть продукты «здоровыми», даже если они имеют прямо противоположный эффект. А до недавнего времени многие компании вообще не обязаны были указывать на упаковке количество добавленного сахара (Added Sugars), FDA (это американское Управление по контролю за продуктами и лекарствами) ввело это требование только в 2023 году!

В сыр там добавляют слишком много целлюлозы, чтобы его удешевить, а в хлеб – бромат калия для укрепления теста. Добавка может вызывать рак. При этом все тот же FDA ее использование одобряет.
Например, использование масла растительного бромированного, которое (Е443) – добавки, которая нарушает работу щитовидки и нервной системы человека, вызывает апатию и даже потерю памяти, – запретили только в прошлом году. А пропилпарабен (Е217), который может вызывать головные боли, расстройство кишечника, раковые опухоли, гиперактивность у детей, разрешен до сих пор.
И этот список – добавок, которые ядовиты и могут вызывать болезни и которые запрещены во многих странах мира, в том числе в Европе, России и Беларуси… этот список огромный. Все потому, что продукты должны быть дешевыми, вкусными, удобными и с бесконечным сроком хранения. Складывается впечатление, что американскому правительству выгодно иметь больное население. Ведь медицина в США не превентивная, направлена только на лечение. А так и фармкомпаниям, и поставщикам медуслуг можно хорошо заработать.

В феврале этого года в Евросоюзе приняли закон, разрешающий добавлять порошок из насекомых в продукты. Хотя подобные эксперименты начались еще в прошлом году. И даже на детях. В ноябре прошлого года в Нидерландах в ста школах в меню вместо мяса перешли на насекомых. Проект назвали «Насекомое меню для устойчивого будущего», объяснив этот шаг стремлением к борьбе с глобальным потеплением. Забавное такое… лицемерие, если учесть то, как западные страны игнорируют собственные климатические обязательства в топливной и энергетической сфере. Но к насекомым.
Ну во-первых, культурное неприятие насекомых как пищи. Но здесь ладно, производители будут обязаны указывать в составе наличие порошка насекомых. Мол, решайте сами, хотите ешьте, хотите нет.

Во-вторых, и что мне кажется самым важным, хоть насекомые богаты белком, витаминами и минералами, долгосрочные их влияние на здоровье человека еще не изучено. И это при том, что этим уже кормят детей. Без достаточной научной базы популяризация насекомых в пище может быть, мягко говоря, преждевременной. А если вспомнить проведенное в 2019 году в Европе исследование продукции предприятий – производителей насекомых, то тогда стало известно: 81% заражен паразитами, треть которых потенциально опасны для человека. Вот так.
Насекомые позиционируются как недорогая альтернатива традиционным источникам белка, но на практике их производство пока остается дорогим. Это и создание специализированных ферм, технологий переработки и сертификации. Выходит, такие продукты могут оказаться недоступными для широких слоев населения, а тогда это, простите, противоречит заявленной цели – решению проблемы голода и нехватки продовольствия.
Да и вообще, использование насекомых в продуктах питания представляется как что-то «революционное» и «экологически ответственное» решение. А по факту за этим может скрываться обычная маркетинговая стратегия. Производители могут использовать тренд на экологию, чтобы повысить цены на продукты.

По этой идее, насекомые в пищу, это потому, что животноводство загрязняет окружающую среду. Коровы выделяют метан и это жуть как много загрязнений окружающей среды (и это все то же лицемерие). Но ведь и разведение насекомых для еды не лишено рисков. Это может привести к появлению новых видов вредителей или нарушению экосистем, если они случайно попадут в дикую природу. Кроме того, необходимость в больших объемах производить корм для насекомых может еще больше надавить на сельское хозяйство. Тогда, где, а точнее, кому выгода?

ГОСТ, или Государственный стандарт в сфере производства продуктов питания, – это нормативный документ, который устанавливает единые требования к качеству, составу, маркировке, упаковке, хранению и транспортировке пищевых продуктов. Эти стандарты разрабатываются для обеспечения безопасности продукции, контроля ее качества и защиты интересов потребителей.
ГОСТы в пищевой промышленности – это широкий спектр: от рецептур и технологических процессов до микробиологических и физико-химических показателей. Например, ГОСТы могут регулировать содержание сахара, жира или соли в продуктах, размер порций, допустимые добавки и даже методы анализа.
Первый общесоюзный стандарт ОСТ-1, номенклатура сортов пшеницы, был утвержден 7 мая 1926 года. Сама же аббревиатура ГОСТ (государственный общесоюзный стандарт) введена только в июле 1940 года.

3 октября 1940 года были утверждены правила нумерации ГОСТов: их стали обозначать «порядковым номером, начиная с первого, с добавлением к номеру через тире сокращенного обозначения года утверждения или пересмотра стандарта». Первым стал ГОСТ 1-40, регламентировавший, что логично, оформление стандартов.
Вообще система советских стандартов была многоступенчатой и достаточно сложной. В нее входили документы разной степени важности, такая лестница иерархий. Верхнюю ее ступеньку занимали ГОСТы. Они были самыми важными, их несоблюдение преследовалось по закону. К началу 1990-х годов их накопилось не менее 30 тысяч.
После распада Советского Союза многие страны отказались от ГОСТов, заменив их международными стандартами или собственными нормативами. Однако Беларусь пошла другим путем, сохранив и адаптировав большинство стандартов к современным условиям.
Во-первых, ГОСТы зарекомендовали себя как надежный инструмент контроля качества, который четко регламентирует все этапы производства – от сырья до готовой продукции.
Во-вторых, для белорусов ГОСТы стали символом качества и натуральности продуктов. Кроме того, многие продукты, произведенные по ГОСТам, имеют уникальный вкус и характеристики, которые ассоциируются с традиционной белорусской кухней.
ГОСТы в Беларуси охватывают практически все категории продуктов питания – от молока и хлеба до кондитерских изделий и мясных полуфабрикатов. Эти стандарты устанавливают строгие требования к составу, технологическим процессам, условиям хранения и транспортировки.

Например: ГОСТ 31450-2013 регулирует содержание жира, белка и других компонентов в питьевом молоке, а значит оно натуральное ГОСТ 27842-2013 требует использования муки высокого качества и запрещает добавление вредных улучшителей.
А еще с историей развития стандартизации в Советском Союзе связан и Знак качества. Появился он в 1967 году.

А в прошлом году в Беларуси учредили свой Государственный знак качества. Такой указ подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. А в январе этого года Глава государства вручил первые Государственные знаки качества в истории суверенной Беларуси. Если говорить о продовольствии, то получили их известные всем бренды и линейки продуктов. Это и «Коммунарка», и «Рогачевская сгущенка», «Лидская мука», «Беллакт», «Брест-Литовск», «Савушкин» и другие. В общем, те бренды, о которых мы с гордостью можем сказать: «Зроблена ў Беларусi»!

Государство понимает: здоровье населения – это основа экономического роста и благополучия. Поэтому качество продуктов питания так серьезно контролируется. В конце концов, государству это просто выгодно. Здоровое питание снижает риск развития хронических заболеваний, а это уменьшает нагрузку на систему здравоохранения. Здоровье работников увеличивает их эффективность, это хорошо для экономики. А с точки зрения экспорта – высокое качество продуктов укрепляет международный авторитет страны.
И в отличие от той же «одноэтажной Америки», качественные продукты в нашей стране доступны везде. В самой маленькой и отдаленной деревушке. И в этом просто нет никаких сомнений.
Это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.