Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости политики

«Кроме А. Лукашенко никто не смог бы ситуацию разрулить». Как Президент в 1995-м перед стачечным комитетом выступал

90-е были непростым периодом для Беларуси. Проблемы в экономике напрямую отражались на уровне преступности. К этому добавилось открытие границ, а Беларусь – транзитная страна. До середины 90-х годов здесь активно действовали различные преступные группировки и «гастролеры». Криминал и мошенники всех видов делили Беларусь на части. Страну нужно было срочно спасать.


Александр Вольфович, государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси: «Моментом истины, наверное, стало, во-первых, избрание нашего Президента, создание института президентства в нашей стране. И в числе первых, наверное, решение, которое было принято Главой государства, абсолютно своевременное, закономерное и правильное решение, утвержденное указом Президента 5 августа 1994 года, – это создание Совета Безопасности».

Главная задача этого конституционного, высшего коллегиального органа – координация абсолютно всех структур силового блока и выработка решений, которые с учетом внутренней и внешней политики должны обеспечить безопасность личности, общества и государства. Совет готовит оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, определяется со стратегией, чтобы вся система работала исправно. Но начинать пришлось буквально с нуля. Потому и первый состав Совета Безопасности был – всего-то 7 человек.

Чтобы понять, как исправлять ситуацию, нужно было выявить главные угрозы. Вот и приходилось разбираться буквально во всем. Вопросы экономической безопасности в тот период стояли даже выше остальных.

Виктор Шейман, государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси (1994-2000 годы): «Я помню несколько моментов, когда буквально ситуация была достаточно кризисная. Были моменты, когда объявляли республиканские забастовки, готовили остановить наши промышленные предприятия, создавали стачечные комитеты. Президент лично принимал участие в разговоре с людьми, в объяснении ситуации. Я помню, по поручению Президента собирал, был стачечный комитет, по-моему, год 1995-й был. Был концертный зал “Минск”. Там мы смогли собрать примерно 800 человек, руководство стачечных комитетов со всей республики. Заходит Президент, его встречают улюлюканьем, свистом встречают. Президент поднимается на трибуну, ему не дают возможность высказаться. Президент обращается: “Вот я к вам приехал поговорить, если вам нужен разговор и объяснение, я готов разговаривать. Если нет, я разворачиваюсь, уезжаю”. Зал потихоньку успокоился. Президент ситуацию в экономике довел, какая ситуация, действительно, тяжелейшая ситуация была. Довел, какие меры уже государство предприняло, и что дальше будет делаться. И попросил полгода дайте времени, через полгода увидите, что будет меняться в экономике. Ставят на голосование. Голосуют – и процентов 80 зала проголосовало “за”. 20% не согласилось. Президент спускается с трибуны, к людям, к нему подходят – совершенно другая ситуация, обнимают, здороваются, какие-то просьбы, записки передают. Я встаю с действующим Премьером на тот период, Чигирь Михаил Николаевич, он ко мне обращается: “Вот, Виктор Владимирович, а кроме Лукашенко так бы никто не смог ситуацию разрулить”. Я говорю: “Наконец-то до вас дошло”».