Два года – тысячи жертв, разрушенные города и миллионы судеб, застывших в ожидании мира. На этой неделе – исторический поворот: Израиль и ХАМАС согласились на перемирие. Войска отводятся, но контроль остается. Заложники, буферные зоны, запреты и страх – все это по-прежнему часть реальности. Что стоит за этим соглашением? Мир или передышка перед новым витком конфликта? Об этом в интервью программе «Как посмотреть» на телеканале ОНТ рассказал журналист-международник Аббас Джума.
Аббас Джума: «Как сказал один мой хороший товарищ, раввин из Чикаго, Михаил Тильман, на Ближнем Востоке постоянные договоры носят временный характер, а временные договоры не носят характер договоров вовсе. Вот что произойдет на этот раз, с учетом того, что мы уже видели неоднократно, как стороны пытались договориться, непонятно. Первая фаза – это пока ни о чем. Да, стороны договорились об обмене пленными, или заложниками, кто как их называет. Вроде как стороны пришли к пониманию, что международные силы были бы не лишними, миротворцы, которые могли бы контролировать это перемирие на территории сектора Газа, но вот успеют ли они туда дойти до возобновления боевых действий, не совсем понятно».
Эксперт рассказал, почему допускает, что «огонь вновь вспыхнет» на этих землях.
Аббас Джума: «Во-первых, израильская армия не собирается окончательно покидать сектор газа, они лишь отходят назад. Если ранее контролировали более 70% территории анклава, то сейчас будут там чуть более 50% контролировать. ХАМАС это, по понятным причинам, не совсем устраивает. А Израиль не совсем устраивает отказ ХАМАСа разоружаться. Более того, не совсем понятно, а какую роль ХАМАС будет играть в политическом будущем сектора Газа. Все-таки вы должны понимать, что ХАМАС это не только воюющая сила, это еще и политики, это еще и дипломаты. ХАМАС не намерен просто так самоуничтожаться, самоликвидироваться, чего требует Нетаньяху. Почему Нетаньяху и его команда это требует? Потому что, понятно, в противном случае ни о какой победе Израиля говорить не приходится. Основное обещание Нетаньяху, которое он не выполнил, за что его критикуют внутри страны и не только внутри страны».