Лукашенко в Белграде: рискуя жизнью ради мира
14 апреля 1999 года стало историческим днем не только в новейшей истории нашей страны, но и в истории мировой политики. Об этом – в авторском взгляде нашего автора Павла Игнатьева.
На обломках СССР
После развала Советского Союза, а вместе с ним и социалистического содружества стран Восточной Европы, западные «партнеры» получили возможность разговаривать с неугодными им государствами с позиции силы. Активизация НАТО, его расширение на Восток и усиление военной мощи – примета конца 1990-х и начала 2000-х годов.
Время было динамичное и одновременно сложное. Россия во главе с Борисом Ельциным по геополитическому весу и влиянию не могла сравниться даже СССР даже периода «раннего» Горбачева. Удерживать завоеванные на то время политические позиции в мире не получалось, а уже о противостоянии коллективному Западу в защите собственных национальных интересов можно было просто забыть.
На этом фоне Союзная Республика Югославия – одно из ведущих государств Восточной Европы – под предлогом нарушений прав и свобод граждан, входившей в ее состав Республики Косово, стала подвергаться политическому, а потом экономическому и военному давлению со стороны НАТО. Руководство альянса выбрало Югославию не только как площадку для реализации американских и европейских геополитических интересов, но и для указания России ее места «на задней парте» в мировом сообществе. И вот имевшиеся внутренние, подчеркиваю, этнические проблемы между сербским и албанским населением, проживавшим преимущественно в Косово, стали надуманной причиной военного вмешательства НАТО для устранения «угрозы демократии» в Европе.
Конечно, в брюссельской штаб-квартире НАТО победы, начатые в 1997 году, когда был запущен процесс вхождения в эту организацию бывших европейских соцстран и Союзных республик, вселяли уверенность в собственной несокрушимости. Повторюсь, от тогдашней России сопротивления встречено не было.

Рука братской помощи
Бомбежки Белграда, начатые в конце марта 1999 года, продолжались до начала лета. События развивались стремительно. В сложившейся ситуации, пытаясь сохранить целостность и независимость государства, президент Югославии Слободан Милошевич обратился к Борису Ельцину и Александру Лукашенко с просьбой о присоединении его страны к союзу Беларуси и России.
И вот уже белорусский лидер экстренно летит в атакуемый натовскими войсками Белград, в первую очередь, для скорейшего достижения мира и попытки остановить конфликт. Можно ли в современной истории вспомнить подобные шаги другого главы государства или высшего должностного лица, без преувеличения, рискнувшего собственной жизнью? А если к этому добавить, что воздушное пространство над Югославией в основном контролировалось силами НАТО, и даже мизерно не гарантировало безопасности полета, то этот поступок Лукашенко по праву считается знаковым в мировой истории.
Все эти риски были ради содействия мирному решению конфликта, выхода из него обеих сторон с наименьшими потерями, поддержки братского народа. Это по достоинству оценил президент Милошевич после общения со своим белорусским коллегой, заявивший о готовности идти на существенные уступки и компромиссы, пригласить международных наблюдателей и представителей ООН. Вместе с тем, он подчеркнул свою решительную позицию сохранить целостность Югославии, приверженность самостоятельному решению существовавшей внутренней проблемы между сербами и жителями Косово. Начало было положено.
История повторяется
С момента тех событий прошло более двух десятилетий, а в своем недавнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент снова апеллирует к необходимости исключительно мирных шагов по разрешению очередного военного конфликта, но уже в соседней Украине. Очень хотелось бы, чтобы эти мирные инициативы были услышаны и официальным Киевом и коллективным Западом для достижения единственной цели – обретения мира на украинской земле.