«Мы не говорим "забирай вещи и уходи"». Что делать и куда обращаться, если вы – жертва домашнего насилия
О домашнем насилии не принято говорить вслух. Но это не решает проблему. В Беларуси пострадавших от бытовой тирании – более 10 тысяч ежегодно. Статистика не самая радужная. Агрессоры мучают своих детей, родителей, супругов. Многие боятся рассказать о беде и терпят, другие обращаются в органы.
Бьет – значит любит. Или все же нет? Ольге Петровне – за 60. В жизни повидала всякого. О бытовом насилии слышала лишь по рассказам знакомых. Но никогда не могла подумать, что беда нагрянет и к ней в дом. В сорокалетнем возрасте родной сын стал спиваться, а уже со временем – регулярно заниматься рукоприкладством. Под ударом были и жена, и дети, и родители.
Раз обратились, два. Дебоширу выписывали штрафы, отправляли в ЛТП…Не помогло. Как только зарплата – хватается за бутылку и… все по новой. Когда мать не смогла достучаться, за мужчину взялись основательно – в милиции пригрозили уголовным делом. К слову, злоупотребление спиртным практически во всех историях и есть первая причина злодеяний.
Стерпится-слюбится. Многие ошибочно полагают именно так. Часто жертвы пытаются оправдать своего насильника, особенно мать – ребенка. Но в такой ситуации молчание губит. Ситуаций сотни, если не тысячи. Специалисты советуют: если пожилой человек столкнулся с насилием, то ему надо подумать о себе, о своем здоровье, в том числе моральном состоянии. И не бояться обращаться за помощью. Не только к правоохранителям, но и к психологам.
Консультации с психологом часто конфиденциальны. Это может быть важно для тех, кто не хочет огласки и боится осуждения со стороны соседей, знакомых и близких. Специалисты избегают категоричных суждений, но помогают посмотреть в корень проблемы.
Ольга Воронько, психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей: «Как только мы начинаем расширять их понимание домашнего насилия, у них немножечко фокус тоже расширяется, и они начинают понимать, что они могут что-то поменять. Наша задача – поддерживать ее на пути к изменениям, к каким она готова. То есть мы не говорим – забирай вещи и уходи».
И если жертва домашнего насилия решается на это, на улице не останется. Временный приют может найти в кризисных комнатах. Их в стране более сотни. Но многие случаи так и остаются внутри семьи. Сор из избы не принято выносить. Чтобы вовремя реагировать, в Беларуси создают реестр фактов домашнего насилия. База данных появится в следующем году. Проект будет курировать МВД.
Сергей Красуцкий, заместитель начальника Главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Беларуси: «Мы применяем весь спектр превентивных мер для того, чтобы снизить как минимум тяжесть последствий. Мы возбуждаем уголовные дела, превентивную направленность инициируем. Как в прошлый год, так и три месяца текущего мы констатируем снижение количества убийств и тяжких телесных повреждений, как следствие, меньше граждан погибло от рук своих близких».
Профилактике домашнего насилия посвящена вся эта неделя. Внимание к извечной проблеме со стороны милиции запредельное. Более 20 тысяч семей в стране – на особом контроле. МВД и Минздрав проводят большую информационную работу.
Артем Малмыгин, заведующий сектором мониторинга и превентологии Республиканского научно-практического центра психического здоровья: «Работа врачей с людьми, выступления в школах для педагогов, для родителей обучающихся. Донесение информации в трудовые коллективы, публикация в СМИ, интернет. Также на сайты учреждения здравоохранения сведений о предупреждении насилия в семье».
Те, кому удалось вовремя выпутаться из злачного клубка, в один голос твердят – не молчите. Единственное спасение – не терпеть и бороться. Бороться за свою и жизнь близких. А помощь в критической ситуации – близко. Стоит только позвонить на республиканскую горячую линию. Не откажут никому. Звонки принимают круглосуточно.
