Лжеблаготворители. Рассказываем, как отличить искренний призыв о помощи от мошенничества
Помогать другим – благородное дело. Об этом мы все знаем с детства. Но как не попасть в ловушку тех, кто строит бизнес на сострадании? Как отличить искренний призыв о помощи от мошенничества, разбираемся в программе «Наше утро» на ОНТ.
Помните нашумевшую историю из Гродно? Их лица вызывали доверие, а слова о помощи больному ребенку трогали душу. Тысячи белорусов, движимые состраданием, перечисляли деньги гродненским блогерам. Но как показало недавнее расследование правоохранителей, милосердие оказалось лишь ширмой. Хайп на чужой беде принес организаторам колоссальную сумму. Однако семье больного мальчика они планировали отдать лишь мизерную часть.
И вот снова громкая история. Теперь уже с якобы благотворительным фондом, который львиную часть пожертвований оставлял себе. Но сколько веревочке не виться...
Как отличить настоящих благотворителей от мошенников?
«Настоящие сборы, реальные сборы информационно очень четко подкреплены выводами специалистов, экспертов. Как правило, сумма сбора точно определена. Не просто "давайте поможем ребенку на оздоровление, неизвестно сколько, неизвестно когда", а "нужно собрать такую-то сумму на такую-то операцию, которая пройдет конкретно в этом лечебном учреждении, или на препарат, который называется так-то в такой-то дозировке, который надо применять вот таким курсом"», – поясняет Ольга Ермоленко, автор и куратор рубрики «Акция помощь» программы «Наше утро».
Самый простой и верный способ отличить настоящих спасателей от ловцов наживы – заглянуть на их сайт. Ресурс официального фонда – это не просто витрина с просьбами о помощи. Это открытая книга, где каждая цифра должна быть подтверждена результатом, а все действия прозрачны.
«Как правило, сейчас организации, которые реально хотят помочь и реально хотят работать, ведут активную деятельность в социальных сетях. То есть, их присутствие в социальных сетях – это показатель их работы. Кто-то может возразить – мол, искусственный интеллект, генеративный контент, дипфейки. Думаю, что пока еще каждый в состоянии отличить живое видео от фейка, особенно в том, что касается наших локальных мест съемок, детей, реалий и так далее», – рассказала Ольга Ермоленко.
Как в Беларуси контролируют благотворительные организации?
Чтобы милосердие не превратилось в криминальную схему, в Беларуси выстроена жесткая система контроля. По данным на 2026 год, в стране официально действует около 300 благотворительных организаций, из которых 54 – это фонды. Все они прошли строгую проверку и получили зеленый свет от государства.
Яркий пример надежности – Белорусский союз женщин, чье имя за десятилетия стало синонимом заботы и защиты.
«Вместе с Министерством труда и социальной защиты, вместе с Министерством здравоохранения мы проработали возможность того, чтобы каждый белорус смог на своем рабочем месте написать заявление о том, чтобы из его заработной платы отчислялся какой-то процент на благотворительный счет Белорусского союза женщин. Сам человек принимает это решение, сам человек принимает решение вместе с коллективом о том, какая это будет сумма – 0,1%, 1% от заработной платы или ругая сумма. Это коллективное решение, которое принимается, опираясь на каждого. Но хочу отметить, что у нас 4 миллиона работающих белорусов. Если каждый пожертвует рубль на этот благотворительный счет, сумма получится в месяц 4 миллиона», – рассказала Ольга Шпилевская, председатель Белорусского союза женщин.
Для того, чтобы сделать мир лучше и подарить кому-то надежду, нужно лишь желание. И каждый может стать звеном большой цепочки добра.
Фото: Pixabay