Когда белорусы будут употреблять чистую воду. Рубрика «Будет дополнено»
Вы пьете воду из крана? Каждый день? В Витебске практически весь регион сможет так делать уже через пять лет: Банк развития выделил 15 миллионов евро на программу «Чистая вода». Что получится: обновят источники и построят станции очистки. Делать это, несомненно, надо, потому что мы все состоим в том числе и из воды. Стало быть, здоровье! А ещё и экология!
Для сведения: Беларусь входит в топ-20 стран в мире по обеспеченности доступа населения к питьевой воде. Её у нас в принципе много. Реки и озера – это раз. Подземные источники – два. И вся эта вода, чтобы ее пить, нуждается в очистке – три. Но обо всем по порядку.
Когда мы говорим «прозрачная, кристальная, голубая белорусская вода» – это правда. В смысле «искупаться». Озера и реки у нас – то, что надо. А вот в смысле «готовить и заваривать чай» – все не совсем так. Самая большая проблема – высокое содержание железа. Если у вас сантехника в доме с ржавыми подтёками – это именно он, феррум. Очистить, воду, конечно, можно. На специальных станциях. Вплотную подходим в проблеме: которых в стране пока не хватает.
В регионах – в совсем небольших городах, поселках и деревнях – это классика. 1400 населенных пунктов нуждаются в станциях обезжелезивания. Старые водопроводы плюс старые водонапорные башни – и поменять картинку в этом пазле можно только с помощью денег. Как сейчас: в Витебскую область – 15 миллионов евро. За эти деньги в 80 населенных пунктах вода должна быть той самой, кристальной. А это – опять же, наше здоровье и наша экология.
Почему на это нужно смотреть с оптимизмом. Потому что деньги есть, и всё зависит лишь от расторопности и желания местных властей. А вот у столицы другие проблемы. Всего в Минске – девять районов города. В семи из кранов течет артезианская вода, а вот в два, Московский и Фрунзенский, поставляют из наземного источника – Вилейского водохранилища.
Споры о воде из самого крупного искусственного водоёма страны идут бесконечно: санитарным нормам соответствует. Но пить всерьез, постоянно, давать детям ее никто не хочет. Люди делятся на два лагеря: из серии «ой, да нормальная она» – в основном, так думают жители не из Фрунзенского и Московского; и те, которые уверены: «вообще не очень, когда чай не с бергамотом, а с хлором».
Но! Выход есть – бутилированная вода. В среднем два рубля стоит бутыль в пять-шесть литров. Её хватит семье из трех человек на сутки. Ну и дальше арифметика простая: 365 дней на два рубля – в год семья тратит 730 рублей на воду. Немало, но мы помним: главное – здоровье.
А с экологией тогда как? Ведь та же семья в год выбрасывает 365 пластиковых бутылей, которые еще надо переработать. Для сведения, во Фрунзенском и Московском районах живёт более 700 тысяч человек! Конечно, не все они покупают бутилированную воду, но продавцы местных магазинов подтвердят – питьевая вода в тележках уже давно такой же постоянный продукт, как молоко и хлеб.
Это не похоже на трагедию, но проблема. С учетом того, что дедлайн – 2025 год, когда вся вода из кранов в стране должна течь исключительной! Ещё есть пять лет – значит, и семьи, которые воду покупают, и государство, которое будет бороться с пластиком, потратит на эти суммы в пять раз больше.
Понятно, что ситуация в целом решиться быстро не может. В Минске сейчас ищут генподрядчика, который всё-таки районы переведет на подземные источники. Но факт остается фактом. В стране остался единственный город, который пьет воду фактически из водоёма – это Минск. Это мы сейчас про стакан, который наполовину пуст. По данным ООН, сегодня в мире два миллиарда людей живут вообще без домашнего доступа к питьевой воде. Но лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, верно?
Вода будет чистой, в этом сомневаться не приходится. Вопрос во времени, когда мы обеспечим себя здоровьем. Но вот что ещё интересно. На мировом рынке – цена тонны нефти составляет 500 долларов. А вот цена тонны чистой воды – 800. То есть чистая вода, оказывается, дороже черного золота! Беларусь добывает только 20% от всех наших ресурсов – так что смотрим за горизонт. Сейчас успешной, ну или влиятельной, считается страна из разряда «нефтяное государство». И если вода уже сейчас стоит дороже нефти, то быть бы Беларуси пусть не морской державой, но «водным государством». Если мы научимся ее добывать, чистить, продавать и, главное, пользоваться.