Чего стоит не достроить? За «резиновое» строительство в Беларуси спрашивают строго и по закону
За «резиновое» строительство в Беларуси спрашивают строго и по закону. Финансовая милиция Комитета госконтроля возбудила ряд уголовных дел. Основная причина, по мнению ведомства, – нерасторопность чиновников на местах. Почти за два года число долгостроев снизилось более чем на 63%. Хоть динамика и положительная, но контролирующие органы такой темп не устраивает. Ответственным дали сжатые сроки для устранения проблем.
Чего стоит не достроить, уже знает ряд руководителей. Времени у Госконтроля хватило, чтобы разложить все по полочкам да по кирпичику. Только за полторы недели по материалам проверок Комитета госконтроля возбуждено 7 уголовных дел. Причины классические.
Юрий Кардымон, заместитель начальника отдела Департамента финансовых расследований КГК Беларуси: «Это нарушения, связанные с незаконным и неэффективным использованием бюджетных средств, необоснованным посредничеством, должностные преступления. В первую очередь –это бездействие, злоупотребление служебными полномочиями со стороны должностных лиц как местных исполнительных и распорядительных органов, так и должностных лиц организаций различных форм собственности».
Из-за халатности в Молодечненском районе 64 тыс. рублей вылетели в трубу. Зерносушильный комплекс и газогенератор к нему построили 16 лет назад, но фактически по назначению он не использовался из-за нарушений при строительстве.
Виталий Прибытко, официальный представитель управления ДФР КГК Беларуси по Минской области и г. Минску: «Хотя с подрядными организациями денежные расчеты были произведены в полном размере. Далее использование данного комплекса экономически не выгодно, так как рядом построили новый».
А это уже хозяйство в Борисовском районе. К приезду нашей съемочной группы почти все люди в этом здании агрофирмы «Суворова» таинственным образом исчезли. Как и большая часть истории этого здания. Как оно здесь появилось, толком никто объяснить не может.
«Устроился на работу в 2011 году, и здание уже стояло. Отделочных работ внутри не было. А где-то в 2015-2016 году сделали отделочные работы, и в 2017 году с того здания они переселились сюда. Здесь бухгалтерия, отдел кадров».
Дальше интереснее – в Минском облисполкоме строение числится, как «Домик механизатора», и чиновники предлагают его снести как долгострой. Однако по факту на объекте работают люди и не один год. Строение до сих пор не введено в эксплуатацию.
Роман Горецкий, начальник управления Комитета государственного контроля Минской области: «Причиной долгого неввода послужило отсутствие документов на землю и значительное отклонение от проектно-сметной документации. Комитет госконтроля перешел от писем и рекомендации к привлечению виновных лиц к установленной законодательстом ответственности. Так, оштрафован ряд должностных лиц и предприятий, правоохранительными органами возбуждено 4 уголовных дела».
Превращать административное здание из невидимого в видимое придется уже новому хозяину агропредприятия.
Юрий Савеня, директор агрофирмы имени Суворова: «Начинаем все с нуля, потому как никаких документов не сохранилось. Мы сейчас на стадии регистрации земельного участка. В дальнейшем алгоритм действий определен».
Минская область – антилидер. Здесь более 40% всех долгостроев. По стране их 1,4 тыс. И все «на карандаше». В основном это объекты коммунального и сельского хозяйства. Виной тому нерасторопность местных властей.
Николай Зеньчик, начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля: «Именно боязнь принять решение. Практически у каждого госоргана есть какой-то объект – два-три. И мы видим, что элементарно можно с ними разобраться. Просто нужно самому руководителю или заместителю руководителя, который отвечает за вопросы строительства, лично вникнуть. Разобраться и принять управленческое решение».
Но долгостроями бывают не только здания, но и целые улицы. Хоть на них и кипит жизнь. Яркий пример, когда желание равно результату, – в Могилеве. Эта дорога официальной «прописки» долгое время не имела, поэтому на балансе у коммунальщиков и не числилась, что повлекло за собой ряд проблем. По требованию контролеров навели порядок. Финансовую волокиту ускорило волевое решение. И таких объектов-призраков в регионе больше сотни.
Сергей Шилков, начальник управления Комитета государственного контроля Могилевской области: «Казалось, давайте мы запроектируем что-то такое грандиозное, красивое, а деньги мы как-нибудь найдем потом. Но это так не работает. Сначала надо найти деньги, а потом уже под источники финансирования, пожалуйста, рассчитывайте, что хотите. Из-за нерасторопности строителей, из-за того, что строителей отвлекали на другие объекты, к концу строительства в условиях инфляции само собой денег перестает хватать. Если бы объект строился в нормативный срок, денег бы хватило».
На учете у Госконтроля каждый долгострой. Задача властей на местах – сделать так, чтобы работа на стройке возобновилась либо объект нашел нового хозяина. Если он не нужен, тогда снос. Времени на принятие решений у ответственных лиц немного – до конца года.