ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: как Трумэн, Сталин и Черчилль решали будущее Европы / ЛИКБЕЗ
Потсдамская, или Берлинская, конференция – третья и последняя официальная встреча лидеров «большой тройки» – трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Именно на ней с 17 июля по 2 августа 1945 года подводились итоги шестилетней и самой разрушительной войны в истории человечества. Сегодня – 10 интересных фактов о Потсдамской конференции. Поликбезничаем.
Факт первый, ну или здесь даже вопрос: а почему Потсдамская конференция вообще имеет такое значение? Она проходила уже после разгрома нацистской Германии, то есть главного агрессора этой войны. На этой конференции нужно было решить – что делать: с Германией, границами и дальнейшей судьбой Европы. И еще о том, как побороть последнего противника – Японию.

А для начала нужно было договориться о том, где и когда провести конференцию. Первые две встречи «большой тройки» состоялись в конце 1943 года в Тегеране и в начале 1945 года в Ялте. Вопрос о необходимости новой встречи глав правительств СССР, США и Великобритании начал обсуждаться вскоре после капитуляции гитлеровской Германии. Ни американцы, ни британцы не захотели выступить принимающей стороной. По предложению Сталина встречу было решено устроить в окрестностях Берлина. По его мнению, это было удобно и политически правильно.

А еще Черчилль беспокоился по поводу сроков встречи. Дело в том, что в Великобритании приближались парламентские выборы, и премьер был не уверен в победе своей партии. А во встрече, конечно, хотелось поучаствовать лично. Он предлагал собраться в середине июня. Трумэн, в свою очередь, встречу оттягивал. До того момента, как в США будет испытана атомная бомба, чтобы применить «атомную дипломатию» в переговорах с советской стороной. Самым неприхотливым в вопросах сроков конференции оказался Сталин, который стремился к согласованному и устраивающему все стороны решению. Единственное, что нужно было учитывать, – это Парад Победы, назначенный на 24 июня.

Встреча лидеров началась 17 июля 1945 года.

Факт второй: США, в отличие от предыдущих конференций, представлял Трумэн. Причем Гарри Трумэн впервые был на международной встрече такого уровня. Он стал президентом США всего три месяца назад, после смерти Франклина Рузвельта. И Потсдам была его первой встречей с мировыми лидерами. По воспоминаниям очевидцев чувствовал он себя неуверенно, хотя и стремился показать силу. А после испытания первой в мире ядерной бомбы, американской ядерной бомбы, Трумэн воспрял.
Факт третий: Трумэн думал, что Сталин не знал. А Сталин знал.

Бомбу взорвали 16 июля в 1945 года на полигоне в Лос-Аламосе (штат Нью-Мексико). Впоследствии в своем потсдамском дневнике Трумэн писал: «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества… Это оружие будет применено против Японии… так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие – беспощадны, жестоки и фанатичны, то мы, как руководители мира, для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу». Сбросили они их, правда, на мирное население. Но это уже совсем другая история.

24 июля 1945 года по окончании дневного заседания Трумэн подошел к советской делегации и через русского переводчика обратился к Сталину. И как бы между делом сообщил, мол США обладают новым оружием необычайной разрушительной силы. Сообщая это, Трумэн был взволнован, ведь он не знал, как отреагирует Сталин. А тот ответил лишь, что рад слышать такую новость, и выразил надежду, что Соединенные Штаты «удачно используют это против японцев».
Из воспоминаний Черчилля:
«…Я увидел, как Трумэн подошел к Сталину, и внимательно наблюдал за ними. Я знал, что собирается сказать Трумэн. Важно было, какое впечатление это произведет на Сталина… Я был уверен, что он не представляет значения того, что произошло. В его тяжелых заботах атомной бомбе не было места. Иначе это сразу было бы заметно… Но на его лице сохранилось благодушное выражение. Я подошел к Трумэну.
– Ну, как прошло? – спросил я.
– Он не задал мне ни одного вопроса, – ответил Трумэн».
Трумэн и Черчилль были уверены, что Сталин то ли не понял всей серьезности вопроса… то ли не понял вообще.
Но Сталин уже все знал. Советское руководство было в курсе о разработке ядерной бомбы США задолго до Трумэна, причем первые разведданные приходили еще в 1941 году, когда Рузвельт только подписал приказ о начале разработок. Нарком иностранных дел Молотов тоже вспоминал подход Трумэна к Сталину:
«Трумэн решил нас удивить. Он с секретным видом отвел нас со Сталиным в сторону и сообщил, что у них есть такое сверхоружие, которого еще никогда не было. Мне казалось, он хотел нас ошарашить. А Сталин спокойно к этому отнесся. И Трумэн решил, что тот ничего не понял. Не было сказано «атомная бомба», но мы сразу догадались. И понимали, что развязать войну они пока не в состоянии, у них одна или две бомбы всего. Они их потом взорвали над Хиросимой и Нагасаки, а больше не осталось».
Сразу после разговора с президентом США Сталин позвонил в Москву и дал указание ускорить работу по созданию советского атомного оружия. Уже в августе 1949 года советская атомная бомба была успешно испытана. Кстати, американцы и британцы считали, что произойдет это не раньше середины 50-хх…
Факт четвертый: Черчилль – гудбай!

Партия Черчилля действительно проиграла выборы. Конференция началась с ним, но во время ее проведения парламентские выборы в Великобритании прошли, и победили лейбористы. 26 июля Черчилль уступил место Клементу Эттли. И это единственный случай, когда премьер-министр покидал международную встречу из-за поражения на выборах.

Факт пятый: Политика «четырех Д».

На Потсдамской конференции была разработана политика «четырех Д», которая касалась устройства Германии и включала следующие меры:
Первое – это денацификация, то есть ликвидация всех нацистских организаций. Потсдамское соглашение предусматривало «очищение» немецкого и австрийского обществ, культуры, прессы, экономики, юриспруденции и политики от национал-социалистического влияния.

Второе – это демилитаризация. Полное разоружение Германии, ликвидация запасов оружия и всей промышленности, которая могла бы использоваться для военного производства. Чтобы больше никакой угрозы с ее стороны (считай, научились на ошибках Первой мировой).

Третье – демократизация. Восстановление гражданских свобод, многопартийных выборов и разделения властей.

И четвертое – децентрализация. Передача функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень.

Факт шестой и седьмой: Земли и репарации.

От Германии отторгались значительные территории. Франция, наконец, получила обратно Эльзас и Лотарингию, Польша и СССР – Восточную Пруссию, часть Померании и Силезии. Советский Союз получил Кенигсберг и его предместья, которые позже были переименованы в Калининград и Калининградскую область.

Что касается самого соглашения о репарациях. Вот так это было сформулировано и очень заумно. Если простым языком. Был одобрен позональный принцип взимания репараций – каждой державой из своей зоны оккупации. При этом именно Советский Союз понес самые большие человеческие и экономические потери. Поэтому в результате долгих дискуссий, ему дали дополнительные права.
Из своей зоны – восточной Германии – СССР мог безвозмездно забирать все, что нужно: заводы, машины, оборудование. Кроме Германии, СССР получил право забрать немецкую собственность за границей – например, фабрики, железные дороги или банки, которые принадлежали немцам в Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и восточной части Австрии. И еще немного из западных зон: 15% промышленного оборудования (станки, машины и т.д.) – в обмен на товары из советской зоны: например, на уголь, еду, нефть и другие ресурсы, а 10% – бесплатно.
То есть: Запад дает станки – СССР отвечает едой и топливом. Правда, скоро началась Холодная война. США и Великобритания прекратили передавать оборудование, а СССР – поставлять уголь. И обмен прекратился.
Репарационные претензии СССР к Германии удовлетворялись изъятиями из советской зоны оккупации и из соответствующих вложений Германии за границей – в Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Восточной Австрии. Из западных зон оккупации СССР получал 15% изымаемого в них промышленного капитального оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции из советской зоны, а 10% такого оборудования предоставлялись СССР бесплатно.
Факт восьмой. На Потсдамской конференции обсудили один из самых важных вопросов послевоенной справедливости – суд над нацистскими преступниками. Было решено создать Международный военный трибунал, чтобы привлечь к ответственности тех, кто развязал Вторую мировую войну и организовал преступления против человечности.

Советская делегация поддержала британский проект о скорейшем суде над главными виновниками нацистского режима. Однако Иосиф Сталин настаивал: нельзя ограничиваться общими словами. Нужно назвать имена тех, кого предстоит судить. В список вошли ключевые фигуры Третьего рейха: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим Риббентроп, Альфред Розенберг, Вильгельм Кейтель и другие высшие руководители нацистского государства. Из тех, кто остался. При этом Сталин подчеркивал: если союзники будут молчать и не назовут виновных, это можно будет расценить как попытку спасти главных преступников, оставив под суд только «мелкую сошку». Он требовал четкости и решительности.

8 августа 1945 года был учрежден Международный военный трибунал. А уже в конце ноября 1945 года в Нюрнберге начался знаменитый процесс, длившийся почти год. О том, как проходил этот процесс уже рассказывала здесь, посмотрите.

Факт девятый: Францию не пригласили.

На Потсдамской конференции 1945 года действительно не присутствовала Франция. Конференция проходила между лидерами стран-союзниц во Второй мировой войне: СССР, США и Великобритании. Франция не была приглашена на основную часть переговоров, хотя позже, 4 августа, присоединилась к Потсдамскому соглашению, но с оговорками. Дело в том, что США и Великобритания не хотели, чтобы французский лидер Шарль де Голль пересматривал решения, принятые на предыдущих конференциях, в частности, в Ялте. Де Голль был возмущен.
А вот, кстати, в Нюрнбергском процессе Франция участвовала на стороне обвинения. При этом у некоторых современников процесса это вызвала вопросы. Дело в том, что Франция – она ведь как бы и не побеждала. С 1940 по 1944 годы была оккупирована немецкими войсками. К тому же Франция не просто потеряла свою свободу, но и коллаборировала. Небезызвестное Вишистское правительство сотрудничало с нацистами и даже помогло депортировать 76 тысяч французских евреев в лагеря смерти. Может быть поэтому, когда в 1945 году немецкий генерал Вильгельм Кейтель подписывал акт о капитуляции перед представителями четырех стран, он спросил что-то вроде: «Ба! И французы здесь!».

Факт десятый: Вопрос Японии.

И последнее. Вопрос Японии. Вообще Сталин пообещал объявить войну Японии еще на Ялтинской конференции. И произойти это должно было через 2-3 месяца после окончания войны в Европе. На Потсдамской конференции, которая проходила уже после капитуляции Германии, союзники обратились к Японии с совместным требованием также о безоговорочной капитуляции. Сталин выполнил свое обещание, и 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. О том, какую роль в войне, и истории вообще, сыграла Маньчжурская операция – расскажу в следующем выпуске.
А это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.