Нацисты в ЦРУ и MI6: темная сторона послевоенной разведки / ЛИКБЕЗ
В ноябре 1945 года в Нюрнберге начался один из самых знаменательных судебных процессов в истории человечества. Перед Международным военным трибуналом предстали 24 высокопоставленных нацистских чиновника, обвиняемых в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Среди них – Герман Геринг, Рудольф Гесс, Альфред Розенберг, Йоахим фон Риббентроп. Мир с замиранием сердца следил за каждым словом, надеясь, что справедливость восторжествует.
Однако не все преступники нацизма предстали перед судом. Многие из тех, кто играл ключевую роль в геноциде, оккупации Европы и разработке идеологии расового превосходства, сумели избежать правосудия. Как? И кто помог им скрыться?

Сегодня мы поговорим о тех, кто ускользнул от Нюрнбергского трибунала – о беглецах, скрывающихся под чужими именами, о тех, кого «простили» ради политических интересов, и о тех, чьи преступления остались в тени.
Нюрнбергский процесс, хотя и стал символом международного правосудия, охватил лишь верхушку нацистской иерархии. Из десятков тысяч лиц, причастных к преступлениям Третьего рейха, на скамье подсудимых оказалось всего 24 человека. При этом те самые первые лица там не участвовали, так как самоликвидировались задолго до ареста.
Еще до капитуляции Германии 30 апреля в 15:30 по берлинскому времени Гитлер и его новоиспеченная жена Ева Браун покончили с собой: он – выстрелом в висок, она –отравившись цианистым калием. Их тела были сожжены в саду рейхсканцелярии.

Министр пропаганды Третьего рейха, Йозеф Геббельс, последовал примеру Гитлера. Но его смерть была еще более жуткой. 1 мая 1945 года Геббельс и его жена Магда отравили всех шестерых своих детей. Затем супруги покончили с собой. Перед смертью Магда Геббельс писала письмо своему первому сыну: «Мир, который придет после фюрера, не стоит того, чтобы в нем жить. Поэтому я и беру детей с собой, уходя из него».

Генрих Гиммлер, руководитель СС и один из главных архитекторов Холокоста, тоже решил не ждать. 21 мая 1945 года, находясь в британском плену он раскрыл свою личность, а потом внезапно укусил спрятанную в зубе капсулу с цианидом и умер.

Мартин Борман, фактически второй человек в НСДАП, – пропал. Генрих Мюллер, начальник Гестапо, – пропал.
Но даже среди тех, кто выжил и не скрылся сразу, не все были привлечены к ответственности. Например, Адольф Эйхман — один из главных организаторов «окончательного решения еврейского вопроса». Он использовал поддельные документы и скрывался под именем Отто Экманн, жил под Бременом, где работал батраком на ферме.
В 1948 году при помощи тайной организации беглых эсэсовцев ODESSA («братство бывших членов СС»), он подал прошение об эмиграции в аргентинское консульство в Генуе. Прошение было удовлетворено и Эйхман получил право въезда в Аргентину. Лишь в 1960 году израильская разведка «Моссад» похитила его в Аргентине и доставила в Иерусалим для суда.
Еще один пример – Йозеф Менгеле, тот самый «ангел смерти» Освенцима. Человек, для которого концлагерь превратился в плацдарм для проверки расовых теорий. Менгеле интересовали евреи и цыгане с генетическими особенностями: однояйцевые близнецы, великаны и карлики, люди с гетерохромией (это глазами разного цвета). Он брал у пленных образцы тканей, ампутировал конечности и органы без анестезии, испытывал выносливость с помощью электрического тока, кипятка и экстремально низких температур, вводил красители в глаза детям, помещал женщин под рентгеновские лучи максимальной интенсивности и заражал здоровых узников тифом и тд. и тп.

Так вот Менгеле не только избежал Нюрнберга, но и жил под чужими именами в Южной Америке до самой смерти в 1979 году. Его преступления стали известны миру лишь спустя десятилетия…
Многие нацисты бежали так называемыми «крысиными тропами». Основными направлениями были Испания, Италия, а затем – Аргентина, Бразилия, Парагвай и Чили.
Одним из главных организаторов стал австрийский епископ Алоиз Худал. Он руководил семинарией для австрийских и немецких священников и еще в 1930-е гг. начал симпатизировать национал-социализму.
В последнем он видел противовес большевизму и либерализму, враждебным Европе и христианству.
На этой должности Худал имел возможность помогать… делать фальшивые документы и организовывать побег нацистских преступников. Таких, как Франц Штангль (комендант лагерей Собибор и Треблинка) или Алоиз Бруннер (один из авторов Холокоста).

Худал считал, что «коммунизм – большая угроза, чем нацизм», и поэтому помогал нацистам как «антикоммунистам».
Еще один ключевой персонаж – Вальтер Рауфф, который в числе прочего участвовал в создании передвижных газовых камер. После войны он скрылся через Италию в Сирию, а затем – в Чили, где жил до своей смерти в 1984 году. Несмотря на международные запросы об экстрадиции, чилийские власти отказывались выдавать его. А еще в течение нескольких лет сотрудничал с BND (это разведслужба ФРГ), что вообще для нацистов было не редкостью…
И это одна из самых шокирующих глав послевоенной истории – сотрудничество западных разведок с бывшими нацистами. В частности, США активно вербовали немецких ученых, офицеров и разведчиков, игнорируя их прошлое.
Самый известный пример – операция «Скрепка». В рамках этой секретной программы более 1600 немецких ученых, инженеров и техников были переправлены в США. Среди них – Вернер фон Браун, главный конструктор ракет «Фау-2», производство которых велось на принудительном труде заключенных концлагеря Миттельбау-Дора. Тысячи узников погибли при строительстве этих ракет, но фон Браун стал героем американской космической программы и даже получил Президентскую медаль Свободы.

Такой персонаж, как Отто Скорцени, знаменитый за операцию по спасению Муссолини в 1943-м, после войны сотрудничал с ЦРУ и британской MI6, участвуя в создании антикоммунистических сетей в Европе.
Еще более тревожный пример – Райнхард Гелен. Бывший начальник разведки Вермахта на Восточном фронте, он лично курировал операции против партизан и советских граждан. В 1945 году он сдался американцам и предложил им свою обширную агентурную сеть и архивы по СССР. США согласились. В 1946 году ЦРУ создало на базе его структуры «Организацию Гелена», которая позже стала основой Федеральной разведывательной службы ФРГ (BND). Гелен лично нанимал бывших эсэсовцев, гестаповцев и нацистских пропагандистов, а США закрывали на это глаза.
И если США использовали нацистов в тени, то в Западной Германии (то есть в ФРГ) бывшие нацисты заняли публичные и влиятельные посты. После создания ФРГ в 1949 году многие министерства, суды, полиция и разведка оказались в руках людей, чья карьера началась при Гитлере.
Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ, открыто заявлял: «Чтобы построить демократию, нам нужны компетентные люди, а не идеологически чистые». В 1951 году он добился принятия «Закона о реабилитации», который позволил тысячам бывших чиновников вернуться на госслужбу.

Ханс Глобке – юрист, который в 1936 году помогал разрабатывать Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев гражданских прав. После войны он стал ближайшим советником Аденауэра, руководил канцелярией и играл ключевую роль в дипломатии ФРГ. Израиль неоднократно требовал его экстрадиции, но США и ФРГ отказались.
Теодор Оберлендер – бывший офицер нацистских формирований, участвовавший в карательных операциях на Востоке. В 1953 году он стал министром по делам перемещенных лиц в правительстве Аденауэра. Лишь в 1960 году под давлением СССР и общественности он ушел в отставку.
Фридрих Флик – промышленник, использовавший труд узников концлагерей на своих заводах. Он был осужден в Нюрнберге на 7 лет, но вышел досрочно и к 1950-м снова стал одним из богатейших людей Германии.
Судебная система тоже осталась в руках старой элиты. В 1950-х годах 70% судей в ФРГ были бывшими нацистами. Многие из них выносили оправдательные приговоры своим бывшим коллегам.
Только в 1958 году в Лудвигсбурге был создан Центр по расследованию нацистских преступлений, но его работа долгое время сдерживалась политическим давлением. Лишь в 1960-х, под влиянием общественного мнения и процесса над Эйхманом, ФРГ начала всерьез преследовать нацистских преступников.

В 1963-1965 годах прошел Франкфуртский процесс над бывшими охранниками Освенцима. Это был первый крупный процесс в ФРГ, организованный немцами против немцев.
Только в 1979 году в США был принят Закон о денатурализации нацистских преступников, позволивший лишать гражданства лиц, скрывавших свое участие в преступлениях нацизма. С тех пор десятки бывших нацистов были депортированы из США.
И все же многие так и не понесли наказания либо же понесли его слишком поздно... Например, Клаус Барбье, «Лионский мясник», участвовавший в пытках и депортациях во Франции, после войны работал на ЦРУ и бежал в Боливию. Его арестовали лишь в 1983 году, и он умер в тюрьме в 1991-м.

В 2011 году в Германии был осужден Иван Демьянюк – охранник лагеря Собибор. Ему был 91 год.
Нюрнбергский процесс стал важным шагом к международному правосудию, заложил основы международного уголовного права, создал прецедент судебного преследования за преступления против мира, преступления против человечности. После Нюрнберга стало использоваться понятие «геноцида».
Но процесс оставил за бортом тысячи преступников. Многие из них скрылись благодаря циничной политике, религиозным сетям и хаосу послевоенной Европы. Другие были намеренно «прощены» ради геополитических интересов – особенно США, которые использовали нацистов в борьбе с СССР, и ФРГ, где бывшие нацисты стали частью новой элиты.
Это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.