Место встречи изменить нельзя. Итоги встречи и переговоров Лукашенко и Путина в Минске
Посмотрим на встречу Александра Лукашенко и Владимира Путина светским взглядом. Президенты видятся часто (чаще, чем кто бы то ни было), но, оказалось, что изменить место встречи можно. Похоже, этот визит с лихвой окупил ожидание Путина в Минске. Лидеры Союзного государства нашли развязки по всем чувствительным вопросам. А чувствительность местами, надо сказать, повышенная.
Говорят, под Новый год что ни пожелается – все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Владимира Путина так давно ждут в Минске, что, когда журналисты впервые (еще до официального сообщения) услышат о такой возможности, не поверят. Они и в сам день «икс» до последнего будут сомневаться, что все случится, ведь президент России – мастер интриги, в смысле, опозданий.
Тем временем, отвечать на неудобные вопросы вместо шефа придется пресс-секретарю, дескать, у Путина и в мыслях нет кого-то – в том числе, Беларусь – поглощать. Это беспокойное ожидание выплеснется на внезапно появившегося во дворце министра обороны России. Такому ажиотажу позавидуют иные поп-звезды.
С другой стороны, есть в этих отношениях стабильность, коей иным странам недостает. А то ведь как бывает: от любви до санкций один шаг.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Рассчитывать вообще ни на что не надо, кроме самих себя, и думать об этом не надо. Надо исходить из того, что Запад в любой момент, по-русски говоря, может кинуть. Что он неоднократно уже делал. Так что полагаться на наши силы, на наше Союзное государство, на те механизмы, которые в рамках СГ вырабатываются и конечно иметь в виду серьезный потенциал ЕАЭС, СНГ и не забывать про ОДКБ».
Таких вопросов, похоже, уже не возникает ни у Владимира Путина, ни у Александра Лукашенко. Президент верит: Запад сильно пожалеет (если еще не осознал), каких потерял партнеров. Президенту России это так близко и так понятно, что он позволит себе на пару мгновений отвлечься… на картины – да, Дворец он, похоже, и правда подзабыл.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надеюсь, скоро там прислушаются к голосу разума, и мы перейдем к конструктивному обсуждению как вопросов общей безопасности, так и будущего мироустройства».
Надо признать, что Минск и Москва все меньше на это рассчитывают и все меньше на этом настаивают. Если уж и идет передел мира, то свое место под солнцем они займут. Это ведь только в песнях поется, что светит оно всем одинаково.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Это наш ответ: от того, насколько мы будем успешны в этой работе, зависит место, которое наши страны закрепят за собой завтра – в новой систем международных координат».
И вот чтобы этот союз был непоколебим в глазах мировой общественности, им так важно решить все чувствительные вопросы. Оттого, кажется, эти переговоры обречены… на успех.
А кстати, сколько… будет стоить газ? Это ведь для ставшего чужим Запада сработала шутка из старого советского фильма «А если не будут брать, отключим газ!», а Беларусь – родная, близкая, а с родных и близких денег обычно не берут.
ОНТ: Что касается цен на энергоносители, наша позиция неизменна – это равные условия, но позиция Беларуси переговорная – ультимативная или все-таки мы можем пойти на компромисс?
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: Нет ультимативной позиции ни у нас, ни у российской стороны. Сейчас цены достаточно комфортные на фоне мировых цен, и это позволяет рентабельно работать экономике, но здесь, как говорится, дело принципа. Если в союзе, то в союзе по всем вопросам. У нас критической отметки на этих переговорах нет.
– То есть если она будет меньше, чем в этом году, то уже хорошо?
– Абсолютно!
И кто бы что ни говорил, а газовый вопрос до сих пор вызывает у белорусов фантомные боли. Слишком хорошо мы помним, как вот так же под Новый год собирались, обсуждали и не договаривались.
Так что даже мастеров пера и иронического жанра, которые до сих пор предпочитают творить в блокноте в клеточку, будет интересовать тот самый газ. Внимание все время чего-то ждущих журналистов от этих мыслей отвлекут разве что министры обороны. И в этом тоже есть какая-то ирония.
Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты «Коммерсант» (Россия): Конечно, разговоры с членами российской делегации не пропали даром. Конечно! И, как всегда, сегодня все сложилось. А после пресс-конференции все сложится до конца. Потому что мы ж должны узнать, договорились ли про газ. Вот сейчас мне сказали, что договорились.
ОНТ: Но о чем конкретно не сказали?
– Потому что об этом скажут президенты, так вот я сейчас выяснил. Так что надо подождать и нам скажут, видимо, как всегда, опять всю правду.
– Все равно Глава нашего государства герой ваших публикаций. Фактурный он?
– Конечно! Всегда настроение поднимается, когда знаешь, что вот-вот приедет Александр Лукашенко или мы поедем к Александру Григорьевичу в гости. Ну конечно.
Так что стоит признать: Колесников, конечно, мастер иронии, но не чемпион. Шутки Александра Лукашенко разлетаются по сети быстрее, чем журналисты успевают написать свои тексты.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ну вы ж знаете, мы вдвоем соагрессоры, самые вредные, токсичные люди на планете. У нас только один спор: кто больше. Владимир Владимирович говорит, что я. Я уже начинаю думать, что он. Ну, приняли решение, что вместе, одинаково».
Дорога к равноправию оказалось непростой. Но, выходит, Беларусь своего добилась? А если серьезно, то все, что ни делается – к лучшему, решили президенты и взяли и до всего договорились. Хоть цену на газ так никому и не сказали.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ну че тут говорить – просто на злобу, еще один раз – не получится у них разорвать наши отношения. Они будут только укрепляться. А базу мы сегодня создали. Для будущего рывка вперед. Мы его совершим».
Владимир Путин, президент России: «Да, в Беларуси нет нефти, газа, но НПЗ есть. И в какой-то момент потребовалось получить дополнительные объемы нефтепродуктов (бензинов и так далее), мы получаем их с ваших заводов. Это на самом деле работа двухсторонняя».
Как говорится, счет на табло. И пусть где-то за океаном ликует Аргентина, есть в центре Европы два политика, которые сами себя считают если и не победителями, то точно не проигравшими.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Аргентина с помощью Господа Бога, в конце концов, заслужила эту победу в драматическом матче. Лучше не придумаешь!»
А как оно там дальше повернется – кто его знает. Но сейчас президенты явно довольны тем, как все сложилось. А Шойгу с Хрениным, как пришли вместе, так вместе и уйдут, что бы это ни значило.