ОНТ Онлайн-вещание
Telegram youtube tiktok Instagram vk Одноклассники viber facebook music.yandex
Версия для слабовидящих
ОНТ Онлайн-вещание
Поиск
  • Президент
  • Новости
  • Программы и проекты
  • Телепрограмма
  • О компании
Главная / Новости / Новости политики
16.09.2025, 17:01 Обновлено: 06.01.2026, 16:04

Как Западная Беларусь вернулась в состав БССР: Красная Армия и «бедная» Польша / ЛИКБЕЗ

17 сентября 1939 года начался освободительный поход Красной Армии… В результате него территории Западной Беларуси были объединены с БССР. Переоценить значение этого события для белорусского народа невозможно. А вот переписать его пытаются до сих пор.

 

Западная Беларусь находилась в составе Польши с 1921 по 1939 годы. Все это время на ее территории разворачивался настоящий этноцид.

Что же значит «этноцид»? Это систематическое уничтожение этнической идентичности народа – его языка, культуры, традиций, религии, самосознания – без физического уничтожения людей (в отличие от геноцида). 

После Рижского мира 1921 года, завершившего советско-польскую войну, Западная Беларусь (включая Виленский, Новогрудский, Брестский, Пинский, Барановичский и другие регионы) была включена в состав Польши. На этих землях проживало значительное белорусское население (по разным оценкам – от 1,5 до 3 млн человек), а также поляки, евреи, литовцы.

Польское государство проводило политику «полонизации» – насильственного или систематического внедрения польской культуры, языка и идентичности в непольских регионах, особенно на восточных окраинах – Кресах Всходних.

Белорусский язык не признавался официально и не использовался в государственных учреждениях, судах, администрации. В школах белорусский язык был фактически запрещен как язык обучения. С 1924 года польское правительство начало закрывать белорусские школы. Из 400 белорусских школ на этой территории к 1934-му году осталось только 16, а к 1939-му – ни одной. Больше 100 тысяч детей не могли изучать грамоту. 

Закрывались белорусские гимназии, библиотеки, издательства. Запрещались или жестко цензурировались белорусские газеты и журналы. Деятельность белорусских культурных обществ пресекалась, их активисты арестовывались.

Католическая церковь как инструмент полонизации поддерживалась. А вот православная церковь, которую исповедовало большинство белорусов, подвергалась репрессиям: храмы передавались католикам, священники высылались, приходы закрывались. В 1920–1930-х гг. польские власти провели кампанию по разрушению или передаче православных храмов – так называемая «Ревиндикация церквей». Тысячи храмов были закрыты или переданы католикам.

Польское государство проводило политику заселения восточных земель польскими колонистами – ветеранами войны, чиновниками, переселенцами из центральной Польши.

Белорусские крестьяне лишались земли или сталкивались с дискриминацией при ее распределении. Создавались польские военные поселения (осадники), что меняло этнический баланс в регионах. Поляки рассматривали белорусов как источник дешевой рабочей силы, а свои новые территории как сырьевой склад. Вкладываться в регион никто не собирался, производства там не строились. Людям просто негде было заработать. Поляки считались привилегированными, белорусы – рабами.

В учебниках и официальной пропаганде белорусы изображались как «недоразвитые», «не имеющие собственной культуры», «разновидность поляков» или «русские». Отрицалось существование белорусской нации как таковой – вместо этого говорилось о «туземцах» или «крестьянах-хлопах». По воспоминаниям белорусов, живших в то время, людям просто запрещали говорить на русском или белорусском. А при встрече польского пана нужно было кланяться.

И это притом, что до середины 30-х годов Польша делала вид, что предоставляет всему своему населению какие-то законные гарантии. Приходилось делать вид, ведь это закреплялось не только в польском законодательстве, но и в международных договорах, которые Польша, собственно, подписала. 

Но в 1934 году на заседании Лиги Наций польский министр иностранных дел Юзеф Бек не стесняясь заявил, что отныне они снимают с себя все обязательства по гарантиям для национальных меньшинств.

Белорусы не имели реального представительства в парламенте Польши. Политические партии и организации белорусского национального движения подвергались репрессиям, запретам, а их лидеры – арестам.

В 1930-е годы, особенно после установления санационного режима Пилсудского, репрессии усилились. Белорусские активисты отправлялись в тюрьмы или в ссылку.

В 1934 году в местечке Береза-Картузская (сейчас – это город Береза Брестской области) польские власти открыли один из первых в Европе политических концлагерей.

Сюда без суда и следствия свозили тысячи людей – белорусов, украинцев, поляков, – которые осмелились бороться за социальную справедливость и национальное равноправие, особенно за права крестьянства. Обжаловать приговор было невозможно – система не предусматривала апелляций. Цель лагеря была жестока и прямолинейна: сломать человека – физически и психологически, стереть его личность, превратить в послушного, запуганного «ничто», чтобы навсегда отбить охоту думать о свободе, правах и политике.

Узников систематически пытали. Их избивали до потери сознания, неделями держали на голодном пайке, оставляли на морозе в тонкой одежде. Надзиратели издевались, заставляя заключенных выполнять унизительные «упражнения»: ползать на животе, прыгать, сгибаясь как лягушки, или идти, переваливаясь «по-утиному» – и все это – на бегу, под крики и пинки. Эту пыточную «разминку» польские каратели цинично именовали «гимнастикой».

Самым страшным наказанием был карцер. Туда бросали за малейшее нарушение – взгляд, слово, замедленный шаг. В камере пленника обливали ледяной водой, лишали не только еды, но и права лечь – стоять или сидеть было запрещено. Человека держали на ногах часами, сутками, пока он не падал от истощения.

Особенно чудовищной была так называемая «дорожка Сталина» – полоса земли, усыпанная острыми осколками кирпича. Заключенных заставляли ползти по ней на коленях и локтях. Со временем эта «тропа» превратилась в кровавый след страданий – камни были покрыты засохшей кровью десятков узников.

По разным оценкам, через Березу-Картузскую прошло от 8 до 10 тысяч человек. Официально власти признали лишь 13 смертей и один случай самоубийства. Но реальные цифры, безусловно, гораздо выше. Учет в лагере вели халатно, а то и вовсе не вели. Чтобы не портить статистику, тяжелобольных и умирающих тайно вывозили в Кобринскую больницу, где они и находили свой конец – вдали от глаз, вдали от документов.

И вот после всего этого Польша выставляет себя главной потерпевшей во Второй мировой. Она одновременно требует репарации от Германии, и от России (как правопреемницы СССР). А еще сносит памятники. В честь тех, кто эту самую Польшу от той самой Германии освобождал. И это при том, что сама Польша этому изначально яростно сопротивлялась.

В комментариях под видео о Пакте Молотова-Риббентропа (посмотреть полный выпуск можно здесь) налетели комментаторы, мол, это СССР вместе с Германий развязали Вторую мировую и вместе напали на Польшу. Аргументы такие: секретный протокол был? Был. В Польшу зашли? Зашли. Да еще и с парадом совместным. И вообще Польша – бедная несчастная, пострадала, кусок оттяпали, русские, шо немцы – злые и плохие.

Да вот только это все эмоции. А я предлагаю пробежаться по конкретным фактам.

О том, какую националистическую политику на восточных территориях вела Польша между Первой и Второй мировыми войнами – сказано выше. Вот прям на примерах. Что происходит дальше? В 1933 году к власти в Германии приходят нацисты во главе с Гитлером, и Польшу это абсолютно устраивает. В том же 1933 году Польша становится первой страной в Европе, установившей дружественные отношения с нацистской Германией. Когда 14 октября 1933 года Германия вышла из Лиги Наций, польская дипломатия по собственной инициативе взяла на себя представительство ее интересов в этой международной организации.

26 января 1934 года Польша заключила с Третьим рейхом Декларацию о ненападении или Пакт Пилсудского-Гитлера – первое подобное соглашение в Европе, рассчитанное на десять лет. За рамками публичного документа существовала секретная часть, предусматривавшая взаимную военную поддержку и раздел сфер влияния между двумя государствами.

Летом 1934 года в Варшаве маршал Юзеф Пилсудский с размахом принимал в гостях небезызвестного Йозефа Геббельса. Не раз наведывался и Герман Геринг… поохотиться в Беловежской пуще. 

В мае, когда умирает Пилсудский, на его похороны Геринг тоже приезжает. А в Берлине Гитлер устраивает символические похороны своего польского любимчика: в соборе Святой Ядвиги ставится гроб, накрытый польским флагом, а на скамьях собора рассаживается правящая верхушка нацистской Германии во главе с фюрером.

В июне 1935 года вообще появляется информация, что Германия в союзе с «бедной-несчастной» Польшей готовится к захвату Балтийских государств и западных территорий СССР.

Или как вам такое высказывание посла Польши в гитлеровской Германии Юзефа Липского… Когда Гитлер рассказал ему о своем намерении выслать польских евреев в Африку «на вымирание и уничтожение», тот ответил: «Если он (то есть Гитлер) это сделает, мы поставим ему великолепный памятник в Варшаве»…

1938 год – знаменитый Мюнхенский сговор. Соглашение между Великобританией, Францией, Германией и Италией, подписанное в Мюнхене 29 сентября 1938 года, которое санкционировало расчленение Чехословакии и передачу Судетской области Германии. Это было продолжением так называемой «политики умиротворения», которую продвигали страны Запада в отношении к Гитлеру. СССР хотел оказать помощь Чехословакии и отправить туда свои войска, но Польша их не пропустила и вообще пригрозила войной. Почему? Потому что и самой Польше светил лакомый кусок Чехословацкого пирога – Тешинская область. Которую она благополучно захватила в октябре 1938 года. И получила благодаря этому прозвище от Черчилля – «гиена Европы».

И вот когда в 1939 году становится понятно, что Германия Польше и не друг, и не враг…а так, СССР в очередной раз пытается создать антигитлеровскую коалицию и предлагает, теперь уже Польше, пропустить свои войска, дабы остановить Германию на начальных этапах. Польша отказывается. Переговоры зашли в тупик. Уже через месяц должно было начаться нападение Германии на Польшу.

И вот только тогда, после многочисленных попыток СССР организовать союз с западными странами и обеспечить коллективную безопасность, после высокомерного ответа Польского руководства о том, что ни один солдат Красной Армии не будет топтать польскую землю… только тогда Сталин ради обеспечения безопасности своей страны соглашается на заключение Договора о ненападении с Германией. К Договору действительно присоединялся Секретный протокол, который содержал в себе положение о разделе сфер влияния. И для тех, кто пишет мне в комментариях о том, что в протоколе содержалась договоренность о совместном нападении на Польшу – просто найдите и напишите в тех же комментариях конкретный пункт, вот где вы это нашли. Сталин на момент заключения Договора уже знал о плане Гитлера напасть на Польшу. И в интересах Сталина и СССР вообще было первое – защитить свои земли и народ, находившийся под гнетом Польши, и второе – отодвинуть границы СССР дальше на Запад. Ведь план нападения Гитлера и на СССР Сталину тоже был известен.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. Территорию Западной Польши войска Третьего рейха оккупировали всего за 4 недели. Уже 17 сентября Польское правительство бежало в Румынию, оставив свою армию без командования. Мирное население массово устремилось на восток. Вермахт должен был остановиться на демаркационной линии, но гарантий того, что немецкие войска не двинутся дальше – никто дать не мог. 

17 сентября Красная Армия вошла на территории Западной Беларуси. И большая часть населения Западной Беларуси встречали ее с надеждой и воодушевлением. Многие жители принимали советские войска как освободителей от польского национального ущемления. Их встречали с хлебом-солью, цветами, украшали улицы триумфальными арками и красными флагами. В городах и селах проходили массовые митинги, где рабочие, крестьяне и интеллигенция выражали поддержку освободителям.

На местах начали формироваться военно-революционные комитеты, которые организовывали отряды рабочей милиции: они разоружали польскую полицию и осадников, брали под охрану заводы, склады и административные здания. Особенно активную поддержку Красная армия получила в Гродненском и Пинском поветах, где к ней присоединились местные партизанские формирования, созданные еще до вступления советских войск. Для большинства жителей Западной Беларуси события осени 1939 года стали символом восстановления исторической и национальной справедливости – воссоединения с Советской Беларусью после двух десятилетий польского правления.

Еще одна дата, которую часто используют поклонники теории «русские и немцы – друзья-агрессоры». 22 сентября 1939 года Брест был передан Красной Армии. И вот якобы именно тогда в городе состоялся совместный парад германских и советский войск. Вот только не было ни совместности, ни парада.

Когда 20 сентября 1939 года в Брест вошла 29‑я танковая бригада под командованием Семена Кривошеина, генерал танковых войск Гудериан сразу предложил ему провести этот самый совместный парад. Но Кривошеин отказался. Немецкие войска прошли мимо трибуны с командованием двух армий и покинули город. Это отразилось в немецкой видеохронике. Немецкие войска зашли в город позже. Без музыки, торжеств и зрителей. Но немцы это сняли тоже. И смонтировали два видео вместе. В общем, пропаганда Геббельса клепала фейки еще до того, как это стало западным мейнстримом…

2 ноября 1939 года Верховный Совет СССР включил территорию Западной Беларуси в состав СССР, объединив ее с БССР. 14 ноября 1939 года был подписан закон «О принятии Западной Белоруссии в состав БССР». Эти исторические документы восстановили территориальную целостность республики и объединили белорусов.

С 2021 года дата 17 сентября стала государственным праздником Беларуси – Днем народного единства.

С наступающим праздником, белорусы! Это был «Ликбез.by».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Теги

Беларусь Великая Отечественная война Германия День народного единства Ликбез.by Политика Польша

Еще по теме

28.08.2025
Как союзники стали ВРАГАМИ: план нападения на СССР и холодная война / ЛИКБЕЗ
21.08.2025
ПОЧЕМУ был заключен пакт Молотова-Риббентропа и что было ДО / ЛИКБЕЗ
31.07.2025
ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: как Трумэн, Сталин и Черчилль решали будущее Европы / ЛИКБЕЗ
О компании
  • Команда ОНТ
  • История ОНТ
  • Обратная связь
  • О радио
Реклама и услуги
  • Размещение рекламы на радио «Центр FM»
  • Размещение прямой рекламы на телеканале ОНТ
  • Размещение рекламной информации на сайте ONT.BY и на цифровых платформах телеканала
  • Информационное партнёрство со СМИ, пресс-служба
Вакансии
  • Вакансии ОНТ

Общенациональное телевидение, 220029, 
г. Минск, ул. Коммунистическая, 6

217-04-24 (горячая линия) , 290-66-72 
(приемная), 322-53-61 (пресс-служба), 
322-53-61 (дирекция продаж и маркетинга)

ont@ont.by (приемная), reklama@ont.by 
(дирекция продаж и маркетинга), 
press@ont.by (пресс-служба)

2002—2026 © ЗАО «Второй национальный телеканал». При любом использовании материалов активная гиперссылка на «ONT.BY» обязательна.

Разработка сайта — 

Белта
Telegram youtube tiktok Instagram vk Одноклассники viber facebook music.yandex