Итоги саммита на уровне глав государств в Таджикистане
Ведь политика, какой бы масштабной она ни была, в итоге влияет на жизнь «маленьких» людей. Накануне в Душанбе прошел саммит СНГ, где Президент Беларуси Александр Лукашенко не просто принял участие, а поднял острый экономический вопрос. Глава государства призвал Содружество к более решительным и быстрым действиям, напомнив, что организацию часто критикуют за медлительность и неповоротливость.
Так что же движет политиками? Если знать ответ на этот вопрос, можно самому податься в политику. А если серьезно, наверняка есть место ностальгии по общему советскому прошлому, если вы об этом. Но не потому, что небо было голубым, а деревья большими. Скорее, большим был союз, а с ним и возможности, которые открывались перед странами, прежде всего, в экономике и торговле. Взять тот же Таджикистан. После распада СССР его промышленный сектор пришел в упадок. Ну представьте: разорваны связи, которые еще недавно казались прочными, на рынок хлынули импортные товары, началась приватизация. Ощущение, что где-то это все мы уже слышали. И даже 35 лет спустя не сказать, чтобы страна добилась невероятных высот, но это уже не тот Таджикистан, каким видел его Александр Лукашенко в свои первые визиты.
Не надо вспоминать 2000-ый и даже 2011-ый. Старожилы пула помнят Душанбе версии 2018-ть. По сравнению с теми впечатлениями нынешние – небо и земля, на которой активно ведется строительство. Порой кажется, что город утопает в строительных кранах. Причем все это за разный счет. Взять, к примеру, Дворец Нации, который принимал саммит – резиденция и гордость Эмомали Рахмона. Так вот строило это роскошное здание итальянская компания и 90% строительных и отделочных материалов привезли из Италии. Ну правда, часть мебели купили в Беларуси. Сейчас будет неожиданно, но собственно об этом на саммите говорит Александр Лукашенко.
Конечно, президент на намерен подрывать ничей авторитет. Он помнит: это Содружество НЕЗАВИСИМЫХ государств. Но давайте откровенно: а так ли уж экономически независимы страны друг от друга? Им что не нужна российская нефть? Хорошо, у Казахстана и Азербайджана есть своя. А Таджикистан? Армения? А Беларусь? И так по многим позициям. Так что суверенитет и независимость – святое, но на хлеб их не намажешь.
Александр Лукашенко – человек, который предпочтет синицу в руках, чем журавля, которого вообще непонятно, где искать и ловить. То есть новые рынки Беларусь не прочь открывать, но это, что называется, не от хорошей жизни на просторах СНГ. То есть торговать можно больше, но для этого странам нужно снимать барьеры и открываться друг другу. Из подписанных на саммите документов – а их немало – торгово-экономического сотрудничества не касается ни один.
Конечно, можно возразить – СНГ не чисто экономическое объединение. Так и есть. Но у президента полная уверенность в том, что политическая «мир-дружба-жвачка» не стоят ничего, если нет экономической основы. Думаю, это можно сравнить с отношениями между людьми. В конфетно-букетный период, все друг друга обожают и готовы на все. Если в такой момент случится что-то нехорошее, обидно, досадно, но можно и разбежаться – никто же никому ничего не должен. А вот когда за плечами многое, в том числе то, что совместно нажито, многие еще подумают, а стоит ли того журавль, внезапно появившийся на горизонте.