Обрушить белорусский калийный экспорт западным режиссерам этой мировой драмы едва ли удастся – у нас колоссальные возможности на Востоке. Но кому выгодна эта ситуация, так обильно посыпанная солью, и найдутся ли в ней зерна здравого смысла?
Грузовое судно Razoni под флагом Сьерра-Леоне, сейчас, пожалуй, самый известный в мире борт. За тем, как он проходил фарватер от Одессы до Стамбула, следили едва ли не все страны мира. В ночь на 3 августа он бросил якорь в Турции – намеченной точке швартовки. Далее –Триполи. Значит, «зерновой коридор» заработал. За 120 дней – таков срок соглашения – из трех украинских портов беспрепятственно и безопасно вывезут все зерно – это обязательства России. В этот же срок – так по документам обещали в ООН – будут сняты запреты на экспорт российского зерна и калийных удобрений. Западные санкции, введенные против калийщиков Беларуси и России, и ответные квоты на экспорт – уже вылились минимум в десятипроцентную продуктовую инфляцию. И это, говорят эксперты, не предел.
Игорь Шатров, политолог: «Удобрения – это Россия и Беларусь. Они определяют и цены на мировом рынке, и состояние мирового аграрного рынка в целом. Без удобрений ничего не создашь. Все было рассчитано на блицкриг. Как можно было так открыто, явно рубить сук, на котором сидишь, явно это должно было отразиться на мировой экономике: и ограничения экспорта удобрений, и нефть, и газ, вмешательство в мировой энергетический рынок – должны были обязательно отразиться и ударить эта палка должна была по тому, кто ее занес, но расчет был на то, что мы сломаемся. Расчет был на то, что Беларусь сломается. Расчет был на то, что в мире возникнет кампания антироссийская, антибелорусская, при которой никакой, даже опирающийся на поддержку внутри страны режим, – не выдержит».
Режимы, действительно, посыпались. Только не здесь. Премьеропад в Европе. Пока простые люди подбивают, на сколько вырос их чек в магазине и потяжелела жировка, фермеры уже выходят на массовые протесты. Они требуют справедливого регулирования цен на топливо и именно дешевых удобрений. Такими они стать не могут без поставок из Беларуси и России. За нашими производителями – почти четверть всего мирового рынка. Насильная политическая дисквалификация – и большинство стран мира заявляют о снижении нынешних урожаев. А значит, голод уже не призрак, а реальность. Аналитики считают, что ООН, даже несмотря на давление США, не могла не согласиться на снятие рестрикций. Пока, правда, только в отношении России.
Андрей Гурьев, президент Российской ассоциации производителей удобрений: «Мы надеемся, что в ближайшее время выйдет соответствующая директива, резолюция или иной документ ЕС, который будет гарантировать банкам, страховым компаниям, перевозчикам, поставщикам технологий и оборудования для индустрии минеральных удобрений в ЕС и третьих странах, что их взаимодействие с российскими производителями удобрений не будет рассматриваться через призму санкционного законодательства».
Как будет работать практика, закрепленная в «зерновом соглашении» со стороны ООН, действительно, пока не ясно. Крупнейший российский холдинг компания «ЕвроХим» на днях публично попросила Еврокомиссию дать разъяснения. Банки, страховщики и контрагенты все еще не спешат возобновлять работу с Россией. Открытым остается вопрос и о поставках из Беларуси. А это 20% мирового производства и почти 5% от всего мирового экспорта. Только мощности «Беларуськалия» способны производить 20 сертифицированных видов удобрений. Сейчас, в силу санкций, химики переориентируют поставки. Но окно для России, если ООН, как и обещало, его откроет, сможет в каком-то смысле стать и окном для Беларуси. Войны с российскими производителями – уже давно в прошлом. Сейчас мы в одной лодке. Да, с привлечением посредников, да, создавая дочерние компании – но и наши удобрения через Россию тоже смогут попасть в Европу. Хотя и на других рынках спрос есть.
Ольга Лазоркина, аналитик, кандидат исторический наук, доцент: «Я бы не говорила о том, что это глобальные проблемы, но, тем не менее, ограничения по географии поставок, в связи с нарушениями логистических цепочек, конечно, они наблюдаются. Но прогнозы и вопросы в отношении обрушения отрасли, они, конечно, звучат, но зависит от того, кто их произносит, какая из сторон. Когда мы говорим, точнее, наши оппоненты говорят об обрушении отрасли, то, конечно, это не совсем верно. Хотя бы потому что Республика Беларусь выстроила систему поставок за предыдущие годы, имеет партнеров надежных, стратегических партнеров по поставкам. Сформировала имидж, ценовой в том числе».
К слову, европейцы уже сами стали понимать: с ограничениями в отношении белорусских и российских удобрений, на которых настаивали именно американцы, они же их и надули. Сам Вашингтон эмбарго снял. Еще 24 марта. Минфин США принял даже специальный документ, где прописано – никаких санкций в отношении удобрений. Заметно подзаработала и Канада – она давно хотела вытеснить Беларусь с рынка. Беларусь на смежных с канадскими территориях поставок уступала только России. Теперь – ниша свободна. И кому на американском континенте важно, что платят за все это именно европейцы.
Павел Фельдман, кандидат политических наук, доцент Академии труда и социальных отношений: «Не стоит забывать, что США не очень умеют дружить, в том числе и со своими партнерами по НАТО. И европейские государства они воспринимают не как товарищей и друзей по военно-политическому блоку, а как конкурентов в экономике. Поэтому очень часто бывает так, что они давят на европейские государства, ограничивая их сотрудничество с Россией и с Беларусью, а сами для себя эти возможности оставляют. Мотивация такая – они хотят, чтобы себестоимость любого продукта, создаваемого европейцами, был выше».
Чтобы этому хоть как-то противостоять, вероятно, Запад и пошел на подписание российских требований в «зерновом соглашении», потому что явные потери пока лишь у Европы. Кроме того, они знают, что голод – это еще одна перспективная проблема, с которой сейчас можно точно не справиться. Когда в странах Африки людям станет нечего есть, за хлебом они пойдут совсем ни в Москву, Минск или Вашингтон.
Понятно, что к прогнозам о надвигающемся голоде, о чем постоянно говорят и Лукашенко, и Путин перестали относиться, как к пропаганде. Страны Ближнего Востока и Северной Африки уже заявили, что заинтересованы в наращивании закупки. США включает удобрения в список товаров первой необходимости. Таких же, например, как медикаменты. И надо понимать, что, как в отсутствии первого, так и второго, больно будет всем. Дорога понемногу становится многосторонней. Время подрастить и удобрить зерно, которое станет и едой, и семенами в будущем году, еще есть. Не исключено, что это все-таки будет зерно здравого смысла.
Подписывайтесь на нас в Telegram