Заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в формате видеоконференции: о чем договорились лидеры стран ЕАЭС?

Заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в формате видеоконференции: о чем договорились лидеры стран ЕАЭС?

Будущее Евразийского экономического союза обсуждали сегодня главы стран ЕАЭС. В связи с эпидемиологической обстановкой в государствах-партнёрах в Минск лидеры приехать не смогли, заседание прошло по видеосвязи.

И Беларусь как председатель в интеграционной структуре выступила модератором виртуального саммита. Невзирая на непривычный формат переговоров, вопросы в повестке были острыми, их решения требовал ключевой документ – о стратегии развития Союза до 2025 года.

Среди основных проблем – барьеры на пути товаров, которые мешают добросовестной конкуренции, и неурегулированный вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа, на чём сегодня заострил внимание Президент Беларуси.

Москва же предложила вернуться к этой теме позднее и увязывает её с более тесной интеграцией. Другие партнёры с этой точкой зрения не согласны. Глава Армении заявил, что единый рынок энергоресурсов должен стать одной из основ ЕАЭС, а руководитель Казахстана высказался даже против включения в сферу компетенции Евразийской экономической комиссии вопросов здравоохранения, образования и науки, так как они противоречат экономической направленности Договора о создании Союза. В итоге стратегию решили доработать. 

Но есть подвижки. В частности, по либерализации условий грузоперевозок, предложения по совместным инновационным проектам. Но смогут ли преимущества в узких сегментах стать ядром интеграции?

О том, что сегодня заседание Высшего Евразийского экономического совета, во Дворце Независимости мало что говорит. Разве что белорусская делегация – такая же, как если бы лидеры ЕАЭС встречались глаза в глаза. 

Проходи этот саммит не в онлайн-формате, здесь стояли бы флаги стран-участниц, а с этой стороны за несколько минут до начала гостей встречал бы Александр Лукашенко – Беларусь в этом году председательствует в ЕАЭС. Событие для Минска и вправду долгожданное – в белорусской столице главы Евразийского экономического союза не собирались пять лет – то есть ни разу с момента вступления в силу Договора о создании ЕАЭС. Выходит, нынешний саммит для государств-союзников – своеобразная проверка расстоянием.

В организационном плане всё, конечно, проще. Ни тебе разницы в погоде, ни в часовых поясах. Президент Беларуси был не против встретиться очно. Оно и понятно – на подобных саммитах львиную долю вопросов решают за закрытыми дверями, а подчас и кулуарно. И ведь на повестке – не сухие протокольные пункты. Впрочем, начали с того, что и заставило общаться на расстоянии. Влияние коронавируса на экономики огромно, оттого страны постепенно выходят из длительных карантинов. Что дальше?

И это в то время, как Союз решил определиться, как двигаться дальше – стратегически. Главный пункт повестки – рассмотрение стратегических направлений развития до 2025 года. Все президенты скажут: документ комплексный, работа проделана огромная. Из 330 не согласован всего лишь один пункт. Но какой.

Цена вопроса в цифрах: 70% стоимости газа – транзитная составляющая. Тариф для Беларуси в три раза выше, чем внутри самой России. Хоть в Союзе и договаривались: энергетический рынок будет единым. Журналисты, к слову, были готовы, что на этом месте трансляцию прервут. Дескать, такое президенты предпочтут обсуждать если и не с глазу на глаз в буквальном смысле, то уж хотя бы посредством разве что веб-камер. Но Александр Лукашенко сделает предложение, от которого никто не рискнёт отказаться.

Коллеги согласятся, дав нам возможность узнать мнение всех сторон. Официальный Ереван уверен: в непростые времена Союз и должен доказать свою состоятельность. Ведь кризис пройдёт, а значит, появятся новые возможности. Но как интегрироваться дальше? Разобраться бы с насущным. 

Для Казахстана газовые споры, понятное дело, не так актуальны. А потому самый острый вопрос Касым-Жомарт Токаев обойдёт – он и без того найдёт, за что пожурить Евразийскую экономическую комиссию. Важность рассматриваемой стратегии официальный Нур-Султан подчеркнёт несколько раз, но всё же предложит.

С коллегой солидарен – в том смысле что документ нужно доработать – и Сооранбай Жээнбеков – хоть единодушия Кыргызстана с Казахстаном в Союзе раньше не наблюдалось.

Президент России поблагодарит Александра Лукашенко за то, что всех организовал, расскажет о важности принятия стратегии, о том, что она положит курс на углубление интеграции, но по газу останется стоять на своём. Мол, в остальном мы, конечно, с вами, но вот что касается тарифов, каждый сам за себя.

И вот как чертить генеральную линию, если местами сплошные точки и тире? Единые правила не азбука Морзе – они должны быть понятны всем. Позиция Беларуси в этом смысле неизменна: принципы равенства заложены в уставных документах Союза, какие ещё нужны стратегии и тактики, чтобы выполнить то, что, казалось, и топором не вырубить! Но Александр Лукашенко не ставит вопрос ребром – или тарифы, или стратегия! Нет. Минск готов и дальше продолжать кропотливую работу под названием «переговоры». Не отказывается и Москва. И как тогда быть со стратегией? Принимать, закрывая глаза на спорный вентиль? Исключить пункт из документа? Или всё-таки ещё раз хорошенько взвесить все «за» и «против»?

В итоге стороны придут к тому, чтобы в целом одобрить документ – ведь по тону и духу он устраивает всех, но одновременно отправить на доработку. Не исключено, что для этого всё-таки больше подойдёт очный формат. Дополнительных консультаций требует и вопрос наделения статусом наблюдателя Кубы. Конечно, никто не против стать экономически ближе с Гаваной – вот и первый наблюдатель при ЕАЭС Молдова всё время на связи с лидерами «пятёрки» – но партнёры не уверены, что за океаном понимают, в чём разница между правами и обязанностями наблюдателя. 

Среди согласованных – вопросы формирования кадрового состава Евразийской экономической комиссии, макроэкономическая политика на два года, либерализация в сфере грузоперевозок и налоговые корректировки. Два последних – по-своему дискуссионны. Их принятие показывает, что договариваться партнёры умеют. Было бы желание. И оно, похоже, есть. Президент Беларуси ещё раз приглашает всех в Минск – предположительно осенью. Как ни крути, а выходит, что в очном формате искать компромиссы лидерам всё же как-то привычнее. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram