На зарядку становись!

Вадим Шут – владелец станции техобслуживания для электромобилей. О подзарядках для электрокаров в Беларуси знает, наверное, как никто.

Чтобы иметь удовольствие ездить на электромобилях, некоторым приходится брать инициативу в свои частные руки. Наш корреспондент Катерина Крутолевич расскажет подробнее.

Вадим Шут – владелец станции техобслуживания для электромобилей. О подзарядках для электрокаров в Беларуси знает, наверное, как никто. Во дворе – Tesla, Nissan Leaf, Chevrolet Volt (всё, чем сегодня богат автопарк страны в целом). Они сталкиваются с одними и теми же проблемами.

Это эксперимент. Мы выехали с наполовину полным баком и попробуем заправить Tesla на первой же зарядке в 40 км от Минска – Воложине. Направление на Литву, оттуда едет немало туристов, и эта станция позиционировалась как одна из первых в стране.

Обычный двор даже не минских многоэтажек – это тоже пригород, Боровляны. Как соседи отреагируют на частную электрозарядку? Новые владельцы говорят, что в правильности решения до конца не были уверены. Тем более что кооператив сразу сказал «нет», на первом этапе – выделить два из уже существующих парковочных мест. Согласились отдать только часть земли.

Фёдор Согомонян, владелец частной зарядной станции для электромобиля: «Когда купил автомобиль, сначала заряжался на работе. Потом захотелось дома. Я живу на пятом этаже, шнур бросать вообще не с руки. Тяжело, наверное, было потому, что мы первые, но, надо сказать, нам везде помогали».

Все согласования у хозяев заняли год. Но это, с оговоркой: по инстанциям ходили, отлучаясь с работы. Бумаг собрали немало, утверждали даже модель плитки на парковке, но результат того стоил. Для сравнения с обычным бензиновым двигателем проехать на электрозаряде 100 км обходится в пять раз дешевле (приблизительно два рубля). Да и как заправляется батарея, видно прямо из окон дома. Весь двор под камерами. В кооперативе собственников говорят, что интерес жильцы к заправке проявляют только теоретический, никакого вандализма.

Суммы, которые потратили Фёдор и Алексей, тоже вполне подъёмные. Пять тысяч белорусских рублей за всё (от самой станции до счётчиков, двух индивидуальных для каждого, сразу видно у кого сколько нагорело).

Полмесяца заправки – всего 170 киловатт. Правда, есть одно «НО». Мощность таких зарядок практически эквивалентна выведенной розетке на стене. Удобнее – да. Безопаснее – да. Но не быстрее. Чтобы машины заряжались с большей скоростью, нужен другой ток

Зарядка бесплатная. Правда, добавляют на « Белнефтехиме», это пока бесплатно. Последняя построенная электрозаправкка в столице – действительно бесплатная. Есть постоянный ток, а значит заправить бак можно буквально за час. И таких в перспективе в этом году в Минске появится ещё 34, и 60 по стране.

Такая же заправка в Воложине – точке, где нам уже просто нужно подзаправиться. Быстрая не работает уже полгода, но альтернатива всё-таки есть: заправка «Витязя». По скорости – аналог розетки, тоже антивандальная, но требующая терпения от водителя.

Сегодня, по данным Госавтоинспекции Беларуси, в стране зарегистрировано не больше двухсот электромобилей. Рынок пока небольшой, но с учётом потенциального производства электрокаров на белорусских заводах «Белджи», к 2025 году по дорогам должны будут ездить около 30 тысяч таких машин. Пока завязанных на розетках, сопоставимых с бытовыми. В Минске Вадиму машина будет ещё нужна, поэтому останавливаемся подзарядится у него дома. В ряд на стене расположено несколько розеток. Заряжают машины и дочка, и жена. Чтобы не сжечь электропроводку, усилили кабели (мощность выросла до 380 вольт).

Похожим образом в основном заряжаются машины и в регионах. Немногочисленные специализированные быстрые станции есть, но до них надо ещё доехать. В самом Гомеле мощных подзарядок две. Проблема возникает на основных магистралях. Выехал за город – начинаются серьёзные вопросы. Одной зарядки хватает лишь на 130 км. Зимой и вовсе на 80.

Сергей Шевчук, житель г.Гомеля: «Не хватает заряда, допустим, в тот же Жлобин съездить, ну, туда съездишь, а назад не вернёшься. Нужно у кого-то просить стандартную зарядку, не зарядку, а розетку».

Белорусы сейчас работают над тем, чтобы сделать свои быстрые зарядки.Правда, предложение пока превышает спрос, подтверждают в конструкторском отделе «Витязя». Здесь уже разработаны три серийные модели, произведено около 30 станций, но отгрузили покупателям всего четыре.

Дмитрий Харин, заместитель главного конструктора предприятия «Витязь»: «Если Nissan Leaf, которых в Витебске есть уже несколько штук, их аккумуляторная батарея – 22 кВт, то они с помощью вот такой станции заряжаться будут за полчаса приблизительно».

Перспективы у бизнеса хорошие, верят на «Витязе». В польских городах, сравнимых с Витебском по численности населения, от 20 до 40 зарядных станций. В Беларуси всего уже пять компаний занялись производством новых для рынка зарядок, но в отличие от Европы и России, где есть список базовых требований к зарядным станциям, у нас стандарты пока не разработаны. Остаётся самый серьёзный вопрос. Европейские быстрые станции подзарядок за час могут накачивать машину на 600 км энергией. Аналоги в Беларуси – максимум на 200. Это последняя наша попытка, пробуем зарядиться уже на быстрой станции. И получается, но доехать до неё мы вряд ли смогли бы, не подпитываясь по ходу от обычной розетки.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Екатерина Круталевич
География:
Новости Минска