Обсуждение целей и задач Всебелорусского народного собрания накануне у Президента стало поводом для серьезных размышлений не только экспертного сообщества, но и журналистов. Почему этот политический формат актуален и стратегически важен?
Это перелом или уже окончательный разлом? Наверное, многие чувствуют, что мир вокруг меняется. Кто инициатор этих глобальных перемен? И чем они могут обернуться?
Многие мировые события еще с пандемии словно превращаются в сериал. Но нельзя просто закрыть крышку ноутбука и убежать от действительности. На переломе эпох как никогда важно устоять и даже добиться успеха. А для этого надо мыслить стратегически, обсуждать, решать и брать на себя ответственность.
Куда идти, с чем в руках, кто будет группой поддержки, а с кем лучше не поддерживать контакт? Вот эти глобальные вопросы мы и будем задавать друг другу и отвечать на них на Всебелорусском народном собрании. Как будет устроен этот социально-политический формат уже с конституционным статусом? Стоит дополнить тему.
Проект закона о ВНС накануне обсудили у Президента. Документ прошел общественное обсуждение. Поступило порядка полутысячи откликов. Обратная связь и стала поводом для разговора.
Но обсуждали во Дворце еще и отдельные положения закона о политических партиях. Это неслучайно. Делегаты должны работать друг с другом в конструктивной связке. А это порядка 1200 человек. Итак, кем будут «все эти люди»?
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Представителей трудовых коллективов там будет процентов 90. Только пути движения в это собрание несколько иные. Необязательно, чтобы коллектив завода собирался и выдвигал своего представителя на ВНС. Там представлены и депутаты, и от партии, и от общественных организаций. Все будут люди. А это и есть трудовые коллективы. Это учителя, рабочие, крестьяне, врачи. Но это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели, кто-то что-то понял – не понял, отсидел, уехал. Таких там быть не должно».
Давайте честно. Это нормально и правильно, когда на такую площадку попадают люди, которые «в повестке», которым это интересно, которых слушают и слышат в своем коллективе. ВНС – это не просто поговорить. Это серьезная дискуссия о геополитической погоде и возможных грозах и ураганах, которые попытаются снести страну. Именно страну. Не крышу, дорогу, участок. ВНС – ни в коем случае не место для локальных проблем. Эти вопросы должны решаться, но на своем уровне.
ВНС должен оставаться политическим институтом, а не превращаться в бюрократическую махину. И еще один важный акцент: платить делегатам никто не будет. Ведь речь идет о нашей стране, о нашем будущем. И это бесценно. Схема действий такая: собрались, обсудили, решили. Но это не все. Не поговорили и забыли, а вернулись к себе домой, пошли на работу, к людям, рассказали о решениях, объяснили и вместе стали претворять в жизнь. И знаете, что еще очень показательно? Встречаться делегаты будут минимум раз в год. В обычных условиях. Но ситуация может сложиться не самая обычная и оптимистичная. И тогда нужно будет действовать.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Люди должны понимать, что спокойно так не будет. Мы уже опыт имеем 2020 года. Нам спокойной жизни не дадут. И вообще, по-народному, ну а вдруг? Ну а вдруг случится неразбериха? 2020 год – это была попытка внешнего мятежа, внешнего воздействия на страну. Это главное. Ну и внутри нашлись несколько тысяч человек, которые поддались этому. Ну а если внутреннее противостояние? Да, оно будет подогреваться извне, но главная причина и главные действующие силы будут внутри. У нас этого не было. Но это может быть. Особенно сейчас, когда меняется поколение, когда, естественно, будет меняться власть, в том числе и Президент».
В этом и есть суть генезиса ВНС. И объяснение важности собрания тем людям, которые посчитали во время общественного обсуждения, что можно и обойтись без такой площадки. Таких набралось меньше 20 человек. Но они приняли участие в обсуждении, написали свой отзыв на правовом портале. Т.е. им не все равно, им небезразлично. И, наверное, что они просто подсознательно хотят где-то большей результативности от ВНС. И устойчивости, если что... И, наверное, что с новой периодичностью получится повысить эффективность. Все же есть разница. Раз в год или раз в пятилетку.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если появятся вот такие внутренние причины к столкновению, внутренние причины. Мы что, лоб в лоб, стенка на стенку, проспект победителей, Проспект Независимости, пойдем друг на друга? Этого быть не должно. А тогда какой механизм? Вот мы и предлагаем народу и государству этот механизм – Всебелорусское народное собрание».
Его неким прообразами, как вы могли заметить, часто называют народное вече, толоку, соборы. Другими словами – организованную площадку для диалога. Конечно, Средневековье в прошлом. Да и господствующее направление в «розе угроз» уже давно – сугубо западное. Но, когда я готовила эту программу, то наткнулась на интересную деталь. Историки считают, что что значение вече снизилось в период монгольско-татарского ига. Потому что в народных собраниях видели угрозу. Что люди могут поговорить и затем дать отпор все вместе…
Юлия Абухович, старший преподаватель Белорусского государственного технологического университета: «Вот этим собранием мы подтверждаем термин народовластия, когда архитектура влияния народа на процессы, которые происходят в нашем государстве, укрепляется».
Вадим Манукян, главный редактор газеты «Журналистская правда» (Россия): «Я считаю, что очень важно слышать голос народа из глубинки. И тот факт, что сегодня люди, которые занимаются важным трудом для всей страны, получают возможность становиться делегатами и участвовать в жизни страны. Я считаю, что это серьезный аспект, который нужно учитывать».
Делегаты должны быть визионерами. Понимать и прогнозировать возможные вызовы для Беларуси. И всегда помнить, что в центрах принятия решений, по какую сторону Атлантики они бы ни находились, мозговой штурм не останавливается. Ведь у них есть четкая цель – сделать нашей стране и людям плохо, в том числе и руками белорусов.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если только какой-то конфликт – партии там возбудились, ветви власти начали гнуться в разные стороны, это перешло в общество, грозит гражданской войной… Что тогда? А тогда Всебелорусское народное собрание. И люди должны понимать, что есть такой орган, который соберется и примет решение. Белорусы не испытали гражданской войны и гражданского противостояния. Поэтому многие говорят: "Ну а навошта гэта, можа, и не трэба?" Дай Бог, чтобы в данном случае "не трэба было". Но всякое в жизни может быть».
Так почему бы, говоря народным языком, не подстелить себе соломку в виде ВНС? Падать не собираемся, но шатать будут и дальше. Президент не зря моделировал ситуации. Просто мы хорошо живем, спокойно, мирно. И хотим так и дальше. А это многим не нравится – наша независимость, размеренная жизнь. Поэтому будут пытаться сделать так, чтобы начались «разброд и шатание». Технологии возбуждения людей и афродизиаки в виде денег Запад имеет в наличие. Вот поэтому партиям предстоит поработать над своими приоритетами. Левее, правее или посередине – дело не в позиции партии, а в том, что нужно следовать одному курсу.
Если кто-то это не поймет, то ВНС покажет себя как стабилизатор. Поставит точку в противостоянии. Геополитический резонанс события будет расти. ВНС переживает, если хотите, второе рождение. Ведь с первого собрания, с 1996 года, многое изменилось.
Но это осталось неизменным: только народ вправе решать свою судьбу. Правда, стоит сделать поправку на современность. Во благо себе и своей стране, а не в чужих интересах.
Подписывайтесь на нас в Telegram