Законно ли публиковать откровенное вранье? Разбираем фейк про белорусскую милицию. Рубрика «Антифейк»

Законно ли публиковать откровенное вранье? Разбираем фейк про белорусскую милицию. Рубрика «Антифейк»

Недалек тот час, когда ООН будет вынуждено ввести пост спецдокладчика по дезинформации в интернете, проще говоря, по фейкам. Проблема давно уже приобрела планетарный характер. Эксперты посчитали, что весь мировой рынок теряет на фейках порядка 78 миллиардов долларов каждый год. Более всего фейки влияют на рынок ценных бумаг, на втором месте по влиянию – финансовая дезинформация. А также миллиарды долларов по всему миру тратятся на восстановление репутации после публикации фейков. Сейчас попробуем хоть немного, но уменьшить сумму общего ущерба.

 

В американском праве есть такое понятие как fair use – добросовестное использование. Наверняка каждый хотя бы краем уха слышал сленговое словечко «юзать». Так вот, допустим, есть какое-то видео, защищённое авторским правом. В Штатах, во многих других странах и даже на YouTube можно законно использовать этот чужой контент при определенных условиях. Например, в целях обучения, критики или даже в новостной программе, чтобы известить общественность. 

А что если видео используется наоборот, чтобы создать фейковую новость, оклеветать человека или даже целую организацию? Когда fair use превращается в fake news. За это фактически во всём мире предусмотрено суровое наказание. К юридическим последствиям мы ещё вернёмся, а пока к конкретному примеру. 

Это видео, с нелегкой руки белорусских Telegram-каналов, на этой неделе посмотрели сотни тысяч человек. Заголовок кричащий – «Минский беспредел». Якобы милиционер в белорусской столице бьёт дубинкой спокойно сидящего на ступеньках человека. 

Казалось бы, номеров машин не видно, здание тоже тяжело определить, лица людей не рассмотришь, но дьявол кроется в деталях.

Ольга Чемоданова, официальный представитель МВД Беларуси: «При ближайшем рассмотрении, если насчёт рубашки ещё можно спорить, то брюки точно не дизайна белорусской милиции. Какой страны – сложно сказать. Вообще это видео больше похоже на постановку – дубль при съёмках фильма».

Это далеко не первый пример фейков про белорусскую милицию. Я не защищаю МВД. Более того, уверен, что среди людей в погонах не все ангелы, как и в любой организации.

Возможно, отдельные сотрудники милиции вполне заслуживают критики. И получают её. Я сам не раз делал такие сюжеты, но никто не давал право обвинять их в том, чего они не совершали. Врать про конкретного человека или бить фейками по имиджу всего ведомства... Как раз это сейчас и происходит.

А теперь к юридическим последствиям. В прошлом году Госдума России приняла закон о фейковых новостях. За публикацию лживых данных там теперь штрафуют на огромные суммы – до 20 тысяч долларов – и блокируют интернет-издание. В Германии и других европейских странах подобные законы приняли ещё раньше. В Великобритании даже появилось целое ведомство, которое борется с фейковыми новостями. 

В Беларуси пока не идентифицировали фейки на законодательном уровне, но в кодексе есть чёткие статьи, под которые они попадают. Например, штраф за клевету – максимум 810 рублей. А вот за возбуждение вражды к любой части общества можно схлопотать до пяти лет лишения свободы.

Последние 15 лет уровень преступности в Беларуси постоянно снижается. Это факт. Допустимо ли в отдельных случаях применение силы? Это повод для дискуссии. 

Однако тем, кто обвиняет милицию в жестокости, нужно быть предельно осторожными, путешествуя по США. Там непуганых иностранцев остановившие их полицейские могут расстрелять в упор лишь потому, что они полезли в карман за смартфоном. И никакие свидетели им для этого не нужны. Вот такие законы.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко