Загруженные склады и сокращение персонала. Почему реконструкция на «Могилёвхимволокно» обернулась убытками?

Загруженные склады, километры портящегося товара, сокращение рабочих мест – на предприятии «Могилёвхимволокно» разгорается скандал вокруг проекта по производству упаковочной плёнки. Новый импортозамещающий продукт – лучший по качеству и цене – должен был стать востребованным на рынке.

Загруженные склады, километры портящегося товара, сокращение рабочих мест – на предприятии «Могилёвхимволокно» разгорается скандал вокруг проекта по производству упаковочной плёнки. Новый импортозамещающий продукт – лучший по качеству и цене – должен был стать востребованным на рынке.

На деле от новой плёнки отказываются даже компании, сделавшие предварительный заказ. Дорогостоящее оборудование, купленное специально под проект, остановлено, а на заводе пытаются разобраться, кто же виноват в срыве планов.

Материал полиолефин, из которого сделана эта (см. видео – прим. ред.) упаковка, можно назвать следующим поколением плёнки ПВХ. Крепче, безопаснее, экологичнее. Сейчас такого вроде бы по всем параметрам качественного товара на складах «Могилёвхимволокна» скопилось на Br20 миллиардов. Решение остановить производственную линию приняли после трёх лет фактически работы «в запас». Почти 20 рабочих перевели в другие цеха. На предприятии, правда, надеются, что это временное решение и заказчики начнут выполнять свои обязательства.

Когда завод решил выпускать новый продукт, почти полтысячи тонн плёнки в год обещали закупать предприятия Минсельхозпрода – на деле берут только часть. Без малого 400 тонн заказал Белкоопсоюз – в итоге практически ничего не оплатил, как и Белгоспищепром. Новая плёнка, несмотря на предварительные договорённости, оказалась никому не нужной.

Юрий Комаров, начальник производства синтетических плёнок предприятия «Могилёвхимволокно»: «До настоящего времени в связи с тем, что белорусские предприятия продолжают закупать плёнку ПВХ, которая завозится частными предприятиями из России, Польши, Израиля, полиолефиновая плёнка не имеет жизни в республике, хотя основной объём по распределению делался на внутренний рынок».

Идея нового производства принадлежала руководству завода искусственного волокна. Затем предприятие присоединили к концерну «Могилёвхимволокно». Но со сменой собственника склады не разгрузились. На заводе недоумевают, почему белорусские предприятия упорно продолжают упаковывать свою продукцию в импортную плёнку ПВХ, которая по причине токсичности уже не используется во многих странах.

У потребителей новой продукции свои контраргументы. Минсельхозпрод советует могилёвскому предприятию активнее участвовать в тендерах, идти навстречу по условиям поставок. Ещё одно замечание – плёнка недостаточно плотная для отдельных видов упаковки. Хлеб, например, в неё завернуть можно, а вот для коробок с печеньем приходится закупать импортную.

Николай Скринник, начальник производства предприятия «Могилёвхлебпром»: «Плёнка рвётся, при транспортировке она не выдерживает. Мы пытались с ней работать. Технологи “Могилёвхимволокна” приезжали, работали на нашем оборудовании и сами убедились, что плёнка не подходит для такой упаковки».

Тимофей Кучко, заместитель начальника управления промышленности Белкоопсоюза: «Конъюнктура рынка всегда меняется. Мы должны идти в ногу со временем, и делаем это. Поэтому потребность в данной плёнке в настоящее время отсутствует. Мы переходим на другой вид упаковки».

Новая линия, по оценкам контролёров, сработала с колоссальными убытками – в Br9 миллиардов. И стратегия реанимирования производства на «Могилёвхимволокне» пока идёт по сценарию «как карта ляжет». Оборудование даже пытались продать с аукциона. Желающих купить не нашлось. В планах выставить лот повторно уже по сниженной цене. В то же время на предприятии утверждают, что планируют наконец-то начать зарабатывать на внутреннем рынке и на экспорте.

Кирилл Дорошенко, заместитель начальника управления Комитета госконтроля Могилёвской области: «Изначально планировалось, что 67% продукции будет отгружаться на экспорт, но рынки не были просчитаны. И в реальности только 5%. Предприятие на сегодняшний день не может конкурировать по цене, проигрывает аналогичной продукции из стран Юго-Восточной Азии».

Идти по пути наименьшего сопротивления и продавать со скидкой современное производство не выход, уверены контролёры. «Могилёвхимволокну» надо принимать экстренные меры по снижению себестоимости продукции и учиться продавать. А оценку действий ответственных лиц, которые руководили ходом проекта, в ближайшее время даст прокуратура.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Елена Кукшинская