Похоже, мы не ошиблись, предположив, что для Объединённой Европы куда важнее сохранить с таким трудом достигнутое согласие, чем получить обратно миллиарды евро греческого долга. Даже после фактического дефолта Брюссель не спешит переходить к жёстким финансовым мерам против Афин.
Возможно, свою роль здесь сыграл культурный код, полученный европейцами от древних греков. Ведь философия – наука, которая пытается осмыслить нашу жизнь – возникла в Элладе около 3 тысяч лет назад, когда кельтские племена ещё рубили друг другу головы и поклонялись дубу.
Сейчас же это философское осмысление приходит на смену примитивному монетаристскому подходу. Европейские политики демонстрируют готовность разобраться в греческих проблемах и помочь новому греческому лидеру решить их. И пусть подчас это принимает довольно резкие формы, как в случае с последним приглашением Ципраса в Европарламент, но цели-то благие.
Каждое воскресенье, как и в античные времена, мир с интересом следит за греческим политическим театром. И если неделю назад главными действующими лицами были сами греки, которые на референдуме сказали «охи», то есть «нет», условиям кредиторов, то в этот раз ситуация зеркальная. Уже в Брюсселе оценивают предложения греческого правительства.
Парадокс в том, что пакет мер, предложенный премьер-министром Алексисом Ципрасом, не особенно и отличается от того, против которого он призывал голосовать на референдуме. Афины согласились и на повышение налогов, и на реформу пенсионной системы, и на бюджетную экономию, и на лишение налоговых субсидий островов, и на приватизацию госимущества. По сути, команда Ципраса лишь немного смягчила программу, которую изначально навязывали МВФ, Европейский Центробанк и Еврокомиссия. В ответ Греция надеется на частичное списание задолженности и на получение 53 миллиардов евро, которые, впрочем, уйдут на обслуживание нынешнего долга. И если Берлин выступает категорически против (по данным СМИ, Минфин Германии предлагает на 5 лет исключить Грецию из зоны евро), то в Париже покладистость Афин оценили.
Франсуа Олланд, президент Франции: «Греки проявили решимость остаться в еврозоне. Представленная ими программа серьёзна и убедительна».
Именно во Францию Алексис Ципрас и отправился за поддержкой. Однако приём депутатов Европарламента получился не самый радушный.
Ги Верхофстадт, лидер фракции либералов Европарламента: «Я злюсь, потому что вы говорите о реформах, не предлагая ничего конкретного. А необходимо отменить привилегии в вашей стране: привилегии судовладельцев, привилегии военных, привилегии православной церкви в вашей стране! Вам нравятся привилегии – хорошо. Они любят привилегии. Но я – нет. Привилегии греческих островов. И не забудьте о привилегиях политических партий».
Но прежде чем ехать на саммит в Брюссель, греческому премьеру было необходимо заручиться поддержкой собственного парламента.
Алексис Ципрас, премьер-министр Греции: «Мы на минном поле. И у меня нет права скрывать это от греческого народа. Всё это время мы вели борьбу за достижение наилучшего результата в условиях беспрецедентного ухудшения экономической ситуации».
Евангелис Меймаракис, временный лидер партии «Новая демократия»: «Время поджимает. В воскресенье, господин премьер-министр, всё должно быть закончено! Я даже не могу представить, на что будет похожа наша страна в понедельник в случае отсутствия решения в воскресенье!»
Попав под огонь критики, которая исходила в том числе и из правительственной коалиции, Ципрас всё же получил парламентское благословение.
Но в выходные события развивались по неожиданному сценарию. В субботу министры финансов Еврозоны так и не смогли принять решения, предоставить Греции третий пакет помощи или признать её банкротом и начать процесс исключения из зоны евро.
Йерун Дейсселблум, председатель Еврогруппы: «Состоялась насыщенная дискуссия по греческим предложениям, обсуждались вопросы доверия и надежности, а также, разумеется, финансовые аспекты. Но мы не завершили наши обсуждения, так что мы продолжим дискуссии. Они остаются достаточно сложными, но работа ещё не закончена».
В такой ситуации запланированный на воскресенье саммит всех 28 стран Евросоюза отменён. Вместо этого решено собрать в более узком кругу 19 стран еврозоны. Переговоры будут идти бессрочно: до тех пор, пока не будет принято окончательное решение. Финал греческой драмы пока остаётся открытым.
Подписывайтесь на нас в Telegram