Услышать друг друга

​Политический и военный конфликт в Украине – предмет беспокойства всей Европы и наша боль. Массовый многомесячный протест в центре Киева – «Евромайдан» – начался ещё в ноябре 2013 года в ответ на приостановку правительством подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

Политический и военный конфликт в Украине – предмет беспокойства всей Европы и наша боль. Массовый многомесячный протест в центре Киева – «Евромайдан» – начался ещё в ноябре 2013 года в ответ на приостановку правительством подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

Истинными же причинами сами украинцы называют тотальную коррупцию исполнительной власти, правоохранительных органов и судов. Не обошлось и без крупной провокации. Когда в присутствии министров иностранных дел некоторых государств Евросоюза была согласована дата внеочередных выборов, протестующие с националистически настроенными активистами в первых рядах окончательно расшатали властную вертикаль. Виктор Янукович был вынужден скрываться в России. Президентом избрали Петра Порошенко.

В марте 2014 года на Юго-востоке Украины начались массовые выступления противников новой власти. На этот раз причиной стали заявления и законодательные акты о тотальной украинизации, в том числе языковой. В Автономной Республике Крым всё завершилось референдумом и отделением от Украины с последующим присоединением к России. А в Донецкой и Луганской областях противостояние вылилось в затяжной вооружённый конфликт, урегулировать который не могут до сих пор.

Однако шаги навстречу друг другу помогают сделать заседания контактной группы в столице Беларуси. В новейшей истории дипломатии появились новые термины – «минская площадка», «минские встречи» и «минские договорённости».

Первые заявления о необходимости мира на юго-востоке Украины появились в начале лета. К тому времени военные действия шли уже несколько месяцев, не один город и деревню накрыло огнём, а мирные люди превратились в беженцев.

23 июня. Донецк. Представители Донецкой и Луганской народных республик, официального Киева и Москвы, а также ОБСЕ встретились, чтобы начать хотя бы консультации о перемирии. Договориться получилось лишь на часы, после чего на юго-востоке Украины вновь заполыхало…

17 июля в районе села Грабово упал мирный «Боинг», выполнявший рейс из Голландии в Индонезию. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Кто именно и как сбил лайнер, выясняют до сих пор, причём официальный Киев обвиняет Россию и ополченцев, а они, в свою очередь, – вооружённые силы Украины. Но тогда авиакатастрофа стала последней каплей. Участники противостояния поняли, что зашли слишком далеко. И надо договариваться.

Инициатива по поводу проведения встреч именно в Беларуси принадлежит Петру Порошенко. 29 июля он позвонил Александру Лукашенко и попросил об организации такой встречи. Договорились. И накануне первых переговоров белорусский Президент встретился с представителем официального Киева – экс-президентом Леонидом Кучмой, которого заверил – Беларусь будет делать всё для достижения мира.

Первая встреча в резиденции «Заславль» обнадёжила. Стороны оперативно договорились прекратить все боевые действия в зоне падения «Боинга» и допустить туда экспертов. Тогда-то и заговорили о Минске как о международной площадке для успешных переговоров. И действительно: столица Беларуси для этого подходила как нельзя лучше и фактически устраивала всех. Как политический перекрёсток, но сохраняющий активный нейтралитет.

Эту встречу можно назвать притиркой. У каждого были свои аргументы и претензии. Например, Донецкая и Луганская республики ультимативно требовали признания себя как полноценных субъектов. Может, поэтому тогда не удалось достичь компромисса. Просто подобный процесс невозможен без взаимных уступок. Но всё изменилось спустя пять дней.

Из всех минских встреч контактной группы, а таковых прошло пять, переговоры в стенах «Президент-отеля» пока можно назвать самыми плодотворными. Здесь 5 сентября был подписан протокол о прекращении огня – фактически, заключено первое перемирие. А уже 19 сентября, или, вернее, поздней ночью 20 сентября, после семичасовых переговоров, контактная группа подписала ещё один важный документ – меморандум.

В нём установлен запрет на применение оружия, полёты боевой авиации и самое главное: стороны договорились об обмене пленными. Обеими сторонами было освобождено 120 человек. Ещё один положительный момент – за всё время проведения минских встреч интенсивность огня снизилась на 70%. Казалось, вопрос о мире формально решён, но уже через неделю последовали новые взаимные обвинения – тяжёлое вооружение так никто и не отвёл, как никто не контролировал прекращение огня. Стало понятно: мир на бумаге немного значит.

15 декабря Организация объединённых наций опубликовала отчёт. По данным Управления верховного комиссара ООН и Всемирной организации здравоохранения, за время войны погибли 4 634 человека, ранения получили 10 243. Бросив свои дома, в другие регионы Украины переехали 614 тысяч беженцев. Более 150 тысяч переехали в Россию, Беларусь приютила около 40 тысяч человек. Помочь обустроить на белорусской земле помогает специальный Указ Президента. Он упрощает процедуру назначения государственных пособий гражданам Украины, юным беженцам позволяет получить образование, а их родителям практически сразу же, без лишней волокиты устроиться на работу. Отворачиваться в такой ситуации от Украины Беларусь не может. У людей – родственные и дружеские связи. У государств – общие позиции и взгляды. Да и основа жизни любой страны – экономика – не должна страдать. От неё зависит будущее. Взаимный товарооборот за 2013 год хоть и незначительно снизился, но всё же превышает 6 миллиардов долларов.

На минувшей неделе, после того как Александр Лукашенко в воскресенье в Киеве встретился с Петром Порошенко, группа вновь собралась в Минске. Главный итог – новый обмен пленными. Но больше – никаких глобальных заявлений. Мировое соглашение по-прежнему в подвешенном состоянии. Между тем уже чувствуется усталость от войны. Победителей нет, проигравших тоже. Если, конечно, не считать десятки и сотни тысяч мирных людей, которые погибли и стали беженцами. Многие из них задаются вопросом: зачем контактная группа встречается, если фактически мир ещё очень далек? Может, мировую должны заключать на самом высоком политическом уровне?

Но сейчас стороны говорят на разных языках. Киев не признаёт самостоятельности республик и выступает за единую страну. Донецк и Луганск не признают новую украинскую власть и выступают если не за отделение, то вполне серьёзно говорят об особом статусе их территорий. Но это – амбиции, а вот смогут ли стороны поступиться ими – это уже зависит только от них. Эксперты предполагают, что зима станет периодом новых переговоров. А вот весной последуют настоящие конкретные решения. В любом случае, пока и аналитики, и сами участники контактной группы признают одно: Минск действительно стал тем самым базисом, на котором можно возводить мирную надстройку. Главное, чтобы строители слышали друг друга.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram