И уму, и сердцу

668

На исходе учебного года Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил 61 среднюю школу города Минска. Этот визит также нужно рассматривать в контексте комплексного подхода в решении масштабной задачи. На сей раз – задачи совершенствования системы образования.

Взять книгу в библиотеке, оплатить покупки в буфете – всё по одной карте. Сороковая столичная гимназия вполне претендует на звание самого электронного учебного заведения в стране.

Елена Ковешникова, учитель химии, администратор сайта школьного питания гимназии №40 г. Минска: «Всё можно отследить, в какой день и какая сумма была положена, когда произошло списание, сколько обед стоил».

Проект «Электронная школа» здесь начали в 2013 году с электронного журнала для учителей и дневника – для учеников. Так что двойку не замажешь, а дневник не забудешь – отметки доступны родителям онлайн.

Анастасия Молчан, ученица 7 «А» класса гимназии №40 г. Минска: «И домашние задания прописаны, если не знаешь, то легко узнать, допустим, когда болеешь».
Екатерина Лагун, учитель английского языка гимназии №40 г. Минска: «Исключается отговорка, что ученик не записал или заданий не задавали. Открывается электронный журнал, дневник для учащегося прямо на уроке, показывается учащемуся, что задание было, был загружен документ».

Электронная карта – теперь и проездной билет. А ещё и пропуск в гимназию. Видно всё: кто, когда и во сколько.

Игорь Бобков, директор гимназии №40 г. Минска: «Это повышение безопасности пребывания детей в учреждении образования. Мы сэкономили время для приёмной руководителя на выписки бумажных карт».

За такую «продвинутость» гимназию уже называют самой современной в стране. А с сентября экспериментально такими станут все – в Ленинском районе Минска. Хотя заботит учителей другое – электроника упрощает жизнь, а как усовершенствовать учебный процесс? Как подобрать правильный пин-код, чтобы все 982 тысячи школьников в Беларуси получили знания?

У школьной доски Михаил Волков уже почти 40 лет. Один из самых успешных учителей в стране в работе использует этакий микс из собственных наработок и лучших программ советского периода. Но на сегодняшние школьные программы и учебники у него свой, критический взгляд математика.

Михаил Волков, учитель математики гимназии №8 г. Витебска, заслуженный работник народного образования Беларуси: «Мы за эти годы поменяли уже столько учебников, столько денег вылили в это, как в бездонную яму».

Волков – в педагогической среде непререкаемый авторитет. Его ученики 18 раз побеждали на мировых олимпиадах и 189 раз в Беларуси. И его мнение: учитель зачастую становится заложником тех, кто разрабатывает несовершенные пособия и программы. Как итог – страдает репутация наставника.

Михаил Волков, учитель математики гимназии №8 г. Витебска, заслуженный работник народного образования Беларуси: «Учитель работает чисто по школьному учебнику, а ученик умный, включает иногда компьютер и в Интернете находит по математике что-то другое, получается, что знания ученика по предмету иногда выше, чем у учителя, так кому нужен такой учитель?»

Этот вопрос ребром – всего лишь один из того десятка, которые нужно решать срочно Министерству образования. Что должно быть в учебнике? Как упростить школьную программу? И, наконец, во сколько начинать занятия в школах? В 8.00? В 9.00? Или отдать время на откуп самим школам? В конце концов, школа – это место, где дают знания или занимаются, порой, излишним формализмом, попадая под критику и родителей, и репетиторов, те самые недостающие знания – восполняющих?

Евгений Ливянт, репетитор по математике и физике: «Проверяют, сколько ученик отступил клеточек слева, справа, сверху, снизу. Как он подписал тетрадку. Учащегося, обучающегося или ученика. Надо написать – ученика 3 класса, на следующий год надо было написать – учащегося 3 класса, а ещё какой-то год был – обучающегося в 3 классе… И вот приезжает проверяющий и смотрит, как это написано. Учителя снимают с уроков, и учитель следит не за тем, чтобы ребёнок научился чему-то, а он внимательно следит, как он тетрадочку подписал».

О всех этих трудностях школьного дня Президент говорил и во время апрельского Послания белорусскому народу и парламенту, и на этой неделе в столичной школе №61, где Александр Лукашенко ещё раз уточнил, как продвигается совершенствование?

Но больше Президент хотел услышать самих детей и подростков. 300 ребят со всей страны приехали на форум «Молодёжь. Взгляд в будущее» задать свои вопросы Александру Лукашенко и рассказать о проблемах и успехах.

Очевидно, что система общего среднего образование будет меняться. В какую сторону? Ученики обычной сельской школы в Белыничском районе – оптимисты. Верят в то, что программы разгрузят и уроки будут не сухой теорией и «зубрёжкой».

Ирина Комарова, учитель Вишовской средней школы: «Хотелось бы, чтобы больше времени было уделено практической части преподавания предметов».

Правда, есть разные взгляды на то, во сколько же начинать занятия. В сельской местности многие ученики живут за 20 км от школы, и лишний час пока им только снится. А вот в городах, многие после школы спешат в кружки и спортивные секции, поэтому готовы начинать и заканчивать занятия раньше. Есть и другие мнения, но в большинстве школ уверены, что нужно просто грамотно подойти к процессу.

Марина Плехова, учитель Вишовской средней школы: «Можно ввести нулевые уроки, поставить факультативы пораньше».

До конца учебного года остаётся всего три дня. И если для школьников лето будет обычным, каникулярным, то для системы школьного образования оно станет очень жарким.