«Взять» Зимний!..

​На уходящей неделе в Санкт-Петербурге прошла большая конференция, посвящённая диалогу культур. Примечательно, что проходила она в Эрмитаже. Этот один из крупнейших музеев мира празднует своё 250-летие.

На уходящей неделе в Санкт-Петербурге прошла большая конференция, посвящённая диалогу культур. Примечательно, что проходила она в Эрмитаже. Этот один из крупнейших музеев мира празднует своё 250-летие.

Беларусь внесла значительную лепту в коллекцию Эрмитажа – в запасниках его хранится немало ценностей, принадлежавших семьям знаменитых белорусских аристократов.

С 1917 года попасть сюда стремились и рабочие, и крестьяне. В целом, все обитатели страны Советов, у кого дома висела, например, «Мадонна Литта» да Винчи. Вспомнили репродукции на картоне, стоившие всего пару рублей. Нет уж прежнего Союза, но до сих пор «Я был в Эрмитаже!» звучит гордо, будь-то в Казахстане, Армении либо Беларуси.

Юрий Поляков, писатель, публицист, главный редактор «Литературной газеты» (Россия): «К сожалению, я сталкиваюсь с непониманием, что культура – она шире политики. Она как раз консолидирующая сила. Она позволяет найти общие коды, общие знаки, соединяющие разнонаправленные векторы».

К своему 250-летию Эрмитаж устроил «Диалог культур». Это не просто название международного медиафорума. Тема заявлена ещё на заре ХХ века русским философом Михаилом Бахтиным. Он, кстати, жил в Витебске, а затем переехал в Ленинград. Авторская формула «два голоса – минимум жизни, минимум бытия» особенно актуальна сегодня, когда в мире так неспокойно.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы универсальный музей, где все культуры друг с другом беседуют. Это важно. Это мы всё время стараемся навязывать. Допустим, Рембрандт. Это эрмитажные работы. Они у нас уже 200 лет. Они часть русской культуры, а не просто «голландский художник, попавший случайно в Россию».

Ныне Эрмитаж – это семь зданий. Основное, конечно, Зимний дворец. Врата которого в ноябре 1917 года «штурмовал» с ружьём и наш великий ботаник – академик Василий Купревич. А в 1973 году по Парадной (Иорданской) лестнице шагал витебский Марк Шагал. Это был первый и единственный визит в СССР патриарха сюрреализма – художественного направления, долго не признанного, а потому и сейчас не всегда понятного отечественному зрителю.

У входа – закрытое окно. Совсем не в Европу. Эрмитаж, как слышали, открыт для диалога культур. Арт-объект из Музея Израиля – творение Марселя Дюшана. Его же и посвящение Гийому Аполлинеру. К слову, настоящая фамилия поэта французского авангарда – Костровицкий.

Сергей Шаргунов, писатель (Россия): «Культура, действительно, представляет из себя нечто новаторское. Именно из пустоты, из-за отсутствия знаний и произрастает варварство».

Некогда запрещённые всякие «-измы» занимают сегодня – постепенно – Главный штаб. Туда накануне переехал и сутинский «Автопортрет с бородой» 1916 года. Эрмитажный шедевр, классика экспрессионизма, он считался единственным на постсоветском пространстве. До того, как уже два полотна уроженца местечка Смиловичи, что под Минском, приобрёл для корпоративной коллекции один из белорусских банков.

Сергей Андросов, заведующий отделом Государственного Эрмитажа: «Сейчас удалось установить, что, видимо, в Вене её купил граф Евстафий Сапега, который перевёз её в своё имение. Он принимал участие в восстании 1830 года, и его имущество конфисковали. И статуя попала в Петербург».

«Орфей» – самое раннее из-под резца великого итальянца Антонио Кановы. Да ещё подписное – 1777 года. Лидер стиля классицизма в скульптуре крайне редко клеймил своё. Мол, и так узнаваемо. Однако только в нулевых учёные приблизились к разгадке судьбы мрамора. Правда, не без «но». По версии польских коллег, имение Деречин – это на Валыни, а не в Зельвенском районе Гродненщины.

Сергей Андросов, заведующий отделом Государственного Эрмитажа: «В 1859 году была составлена “Опись…” всего, что находилось в императорских дворцах. Если как бы предыстории не было, то вот вещь налицо. Сейчас мы уже больше знаем. Просто эта этикетка некоторое время назад делалась».

Чуть менее 200 лет назад деречинское собрание Сапег считалось вторым на белорусских землях (после Радзивилловского). Согласно «Описи вещей…» от 1833 года в Эрмитаж поступило 62 (!) ящика. Посмотревший коллекцию царь Николай Первый особенно выделил «Мадонну» художника эпохи Ренессанса Франческо Франча и «Поклонение волхвов» Паоло Веронезе. Эти шедевры сейчас в залах. А где же остальное? Скажем, пять этрусских ваз.

Старейший сад Петербурга – Летний. Он лишь так называется. На самом деле вход сюда открыт круглый год. Правда, сейчас рабочий день на два часа короче. До восьми вечера. Вход по-прежнему бесплатный. Вертушки лишь для учёта посетителей.

Оказалось, дальше снимать нельзя. Памятник природы филиал другого – Русского музея. На аллеях Летнего сада некогда стоял эрмитажный «Орфей». И ещё 21 статуя. Они не выявлены. После Рижского мира часть сапежанских раритетов большевики передали Польше. Даром.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Не надо ничего возвращать. А привезти и показать в каком-то контексте, рассказать, конечно, всё это можно. Потому что это же во славу тех, кто это собирал».

Уже есть идея первой совместной выставки из музеев Беларуси и Эрмитажа. Здесь хранят вещи полководца Ивана Паскевича. Того самого, что подавил в наших краях ноябрьское восстание 1830 года (в нём, как слышали, участвовали Сапеги). Но всё-таки главным памятником светлейшему князю стал знаменитый гомельский дворец с чудом уцелевшей коллекцией древностей. Точнее, её фрагментами.

Елизавета Ренне, научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «Портрет Паскевича, конечно, писался с натуры. Даже в Эрмитаже есть ещё один портрет, подписанный Джорджем Доу».

Гордость Эрмитажа – Военная галерея 1812 года, 332 изображения. «Целый полк на четырёх стенах» – шутят в кулуарах сотрудники. По правую руку от императора Александра Первого – генерал Паскевич. По левую – Петр Витгенштейн. Супруга графа происходила из семьи маршала Полоцкого наместничества, а сын Лев, благодаря первому браку, стал наследником громадного радзивилловского состояния.

Доспех, около 1520-1540 года: в учётных документах Эрмитажа значится с 1936 года. «…на подбороднике выбиты буквы “КХR” (Ксаверий Радзивилл король)». Такую информацию содержит каталог недавней выставки «Старинное оружие». Она проходила в центре «Эрмитаж – Выборг». По неофициальным данным, в запасниках «империи сокровищ» немало выведенного из Несвижа. То ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х, говорят, белорусские музейщики поднимали вопрос. Но, диалога не вышло.

Юрий Поляков, писатель, публицист, главный редактор «Литературной газеты» (Россия): «Каждый народ – в своём самосознании – он великий. Его культура – это тоже сверхценность…»

Из окон фойе Эрмитажного театра видна Петропавловская крепость. Здесь ровно 220 лет назад держали пленённого Тадеуша Костюшко. А на том берегу – стрелка Васильевского острова, где жил Янка Купала. От Дворцовой площади заметен грандиозный Исакий. Собор с фресками да мозаиками белорусского художника Никодима Силивановича.

Сергей Шаргунов, писатель (Россия): «Российская культура состоит из инкрустированных в неё драгоценных камней огромного количества народов. И мне кажется, что нужно как больше встреч, нужны поездки, круглые столы, интеллектуальные мероприятия. То, чего очень не хватает».

Следуя от «Орфея», остановитесь у мраморных «Пигмалиона и Галатеи». Это был заказ для гродненского Нового замка, перешедший в дар Эрмитажу (согласно экспликации) от последнего монарха Речи Посполитой, нашего земляка Станислава Августа Понятовского. Фаворит Екатерины Второй, создавшей уже 250 лет назад Эрмитаж, оставил здесь и свой «Поцелуй украдкой» кисти Жана Оноре Фрагонара. Сегодня это популярный сюжет репродукций.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс