Взлететь в будущее

36 стран, 180 производителей, миллиардные контракты и 300 тысяч посетителей ежедневно – всё это о международном авиакосмическом салоне, который проходил на этой неделе в подмосковном Жуковском. Беларусь на МАКСе вот уже второй раз представлена национальным павильоном, куда свои разработки привезли десять отечественных компаний. Что востребовано сейчас? Что в тренде на будущее? Об этом репортаж нашего собственного корреспондента в Москве Светланы Карульской.

36 стран, 180 производителей, миллиардные контракты и 300 тысяч посетителей ежедневно – всё это о международном авиакосмическом салоне, который проходил на этой неделе в подмосковном Жуковском. Беларусь на МАКСе вот уже второй раз представлена национальным павильоном, куда свои разработки привезли десять отечественных компаний. Что востребовано сейчас? Что в тренде на будущее? Об этом репортаж нашего собственного корреспондента в Москве Светланы Карульской.

Небо, самолёт и… пушка. Авиакосмический салон МАКС в подмосковном Жуковском раз в два года представляет всё, что только может летать по воздуху. Конечно, это боевая авиация. После обострения ситуации в Украине и охлаждения России в отношениях с западными партнёрами именно она потеснила гражданские воздушные суда. Из-за санкций многие иностранные производители приехали с усечёнными экспозициями.

Однако Беларусь расширила свое присутствие. Десять отечественных компаний представили свои разработки в собственном павильоне. Вся экспозиция – это «умная» начинка для авиационной промышленности. Всего представлено более 40 образцов новейших средств отображения информации: видеомониторы, дисплейные модули, панельные ЭВМ, нашлемные системы индикации. Это помогает самолётам в воздухе. Современные средства радиолокации, комплексы подавления радиосвязи, оборудование для борьбы с беспилотными летательными аппаратами – это белорусы делают для защиты авиации с земли. Многое впервые видят в России. Радиолокационная станция «Восток-3D» от конструкторского бюро «Радар» – это одна из новинок. Она мобильная, автономная, с современными цифровыми алгоритмами обработки сигналов. Если «Восток» заинтересует посетителей МАКСа, то у машины есть перспектива полностью заменить все известные трёхкоординатные системы радиолокации.

Юрий Самуль, ведущий инженер отдела обработки сигналов и информации «КБ Радар»: «Мы проводили сравнения с зарубежными аналогами. Наш радиолокатор по всем параметрам на уровне зарубежных аналогов подобного класса. Цена у нас, по сути, получается даже чуть меньше, чем у наших конкурентов. Цена – это закрытая информация, но по тем слухам, которые до нас долетают, мы конкурируем очень хорошо по цене».

А цена в эпоху санкций всё чаще влияет на тренды. Их, к слову, определяют и на МАКСе. В этом году здесь, например, всё больше и больше беспилотников. Очевидно, что это новая ниша авиастроения. Беларусь тоже старается быть в тренде. Над беспилотниками работают сразу несколько предприятий республики. То, что уже сделано, пригодно для работы с МЧС, синоптиками, геодезистами и аграриями. Но такие выставки, как МАКС, чётко демонстрируют, что нужно начинать придумывать ещё вчера, чтобы продать это завтра. Для того, чтобы беспилотник стал экспортной версией, от него сейчас требуют, например, двойного назначения. В мире неспокойно. Покупатель хочет не только гражданских, но и ударных функций. Сейчас такой сменой профиля беспилотников плотно занят Китай. Говорит на авиасалоне об этом и Россия. Белорусы тоже начинают работать на опережение. Авиационный комплекс разведки «Буревестник МБ» – российская премьера на МАКСе от Национальной академии наук.

Юрий Яцына, директор предприятия «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов»: «На этой выставке из ударных беспилотных авиационных комплексов представлен один от китайской корпорации и пакет нашего беспилотного комплекса НАН Беларуси. Больше нет. По соотношению цены и качества эта машина примерно в 15-20 раз дешевле пилотируемого авиационного средства».

Этот художественный ролик (см. видео – прим. редактора) основан на вполне реальных, например, для России событиях. Террористы захватили школу. Зенитно-ракетными комплексами они пытаются сбить самолёт, оказывающий поддержку группе захвата. Но крылатая машина остаётся для террористов неуязвимой благодаря белорусской разработке – бортовому комплексу обороны «Талисман». Без неё уже сейчас не идёт на экспорт из России ни один самолёт Як-130. Теперь такую защиту получат и вертолёты.

Вертолёт Ми-35М – это модернизированная копия хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолёта Ми-24. Нынешний МАКС представляет второе рождение легендарного винтокрылого летающего танка. Теперь это в меньшей степени грузовик, а в большей – боевая машина. Здесь есть новая обзорно-прицельная система, комплекс навигации, оборудование ночного видения и управляемые ракеты. Чтобы развернуться в небе, решили ещё убрать «Президента». Так называются бортовые системы обороны российского образца. Их сейчас меняют на белорусские «Амулеты». Потеснить российского производителя на собственном же рынке – это, конечно, успех. Но опять действует закон рынка: покупают то, что качественно и более выгодно.

Денис Пащенко, генеральный директор предприятия «Оборонные инициативы»: «Конечно, растолкать плечами тех, кто на этом рынке давно, не так просто. На нашей стороне инновационность и реальные преимущества. Мы используем принципы, которые мало кто применяет как в защите, так и в обнаружении. Это даёт нам возможность двинуться вперёд и на рынке».

Не сдавать и укреплять позиции в сфере высокотехнологичной продукции и на IT-пространстве – это требование времени и Александра Лукашенко. Не жалеть для этого ни сил, ни средств. Кто-то может сказать: зачем вкладываться в отрасль, где у нас нет ведущих позиций? Ну, не строим мы сами самолёты. Но, если вспомнить, то Юрий Гагарин не полетел бы в космос без сконструированной белорусом Косбергом ступени ракетоносителя. Космодром Байконур не смог бы слаженно работать без руководивших им в разные годы белорусов Герчика и Жукова. История советской авиации и космонавтики – предмет национальной гордости, в том числе и Беларуси. Любая большая машина состоит из маленьких деталей. Главное – хорошо делать свои. Делать так, как не умеет кто-то другой. Чтобы учиться, сравнивать, рекламировать, может, даже продавать себя, наши производители и ездят на такие выставки, как МАКС, где стоимость «входного билета» для участника, к слову, приближается к десяти тысячам долларов.

Сергей Сотников, начальник управления военно-технического сотрудничества предприятия «558 авиационный ремонтный завод»: «Любая выставка стоит того, чтобы в неё вкладывать деньги. На таких больших авиационных форумах собираются игроки ведущих компаний и России, и мира. Это стоит того. Поэтому мы не считаем, что это пустая трата денег».

И ответом на такие вложения становятся контракты. «558 авиационный ремонтный завод» уезжает с МАКСа сразу с двумя серьёзными соглашениями: с Объединенной авиастроительной корпорацией России, а также с холдингом «Вертолёты России». Коммерческие соглашения есть с компанией «Алмаз-Антей» и корпорацией «Иркут». Назвать точную сумму, которую белорусы смогут заработать благодаря МАКСу, пока трудно. Большинство договоров связано с обязательствами по неразглашению. Продукция военпрома так и продаётся во всём мире. Но бесспорно то, что Беларусь летает, будет и должна летать. Стоит поднять глаза в небо во время авиашоу на МАКСе. Под крылом истребителей и штурмовиков, лопастями вертолётов обязательно есть вклад мыслей и действий белорусских учёных и конструкторов, для которых первым делом остаются самолёты. 

Подробности –  в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Москва