Приглашение в Ригу в адрес Александра Лукашенко звучат далеко не первый раз. На дипломатическую вежливость это не похоже. За этим явно что-то большее. Но что именно?
Интерес к Беларуси, конечно, не внезапный. В конце концов, соседями мы стали не вчера. Но кое-какая геополитическая подоплёка у этого интереса, конечно, есть. И весьма любопытная. Транспорт и транзит – важнейшие сферы для обеих стран. Но если Беларусь сухопутна, то преимущество Латвии – в выходе к морю. В стране три крупных и семь малых портов. Но грузооборот нет-нет да и упадёт. Особенно сильно Латвия это ощутила в прошлом году.
Во-первых, упала цена на уголь, а это самая высокодоходная статья грузов. Во-вторых, Россия стала уводить транзит в свои порты. Рига готовится к тому, что Москва вообще прекратит транзит энергоносителей по территории Латвии. То есть уже сейчас Латвия не хочет хранить, как говорится, все яйца в одной корзине, конечно, ей необходимо увеличивать грузопоток по другим направлениям. В частности – по белорусскому. Но Латвия не одна. Не будет преувеличением сказать, что уже развернулась настоящая внутрибалтийская конкуренция за белорусский грузопоток. Правда, Рига всегда была весьма деликатна в высказываниях. Хотя именно Литва в своё время отвоевала право транспортировки белорусских калийных удобрений. Идёт борьба за каждую тонну, поэтому на поиск альтернативного поставщика нефти, который инициировал Минск, в регионе реагируют с интересом.
Как решится нефтяной вопрос – гадать не будем. Но уже сейчас Рига вполне открыто говорит, что готова сделать Минску интересные предложения по транзиту. И касаются они пересмотра тарифов. Если Президент Беларуси приедет в Ригу и захочет увидеть, к примеру, Рижский порт, то ему готовы показать и хранилища для калийных удобрений, и резервуары для нефти. Инфраструктурно и геополитически Латвия готова к любым поворотам.
Подписывайтесь на нас в Telegram