Выставка «Белагро», которая собрала почти полтысячи компаний, в этом году принесла богатый урожай контрактов и договоренностей. Конечно, особенно много гостей из России.
И здесь, конечно, не лишним будет напомнить, что эта страна занимает самую большую площадь на планете. А потому простор для сотрудничества – широчайший. Новые горизонты открывает и объединение усилий по обработке земли. Тем более что в этом году программа форума сверхнасыщенная – на неделе прошло 20 тематических конференций, семинаров, практикумов.
Вот она – Беларусь аграрная. Свои поля, свой хлеб. И важнейший ресурс – люди. Наша страна пусть и не богата природными ископаемыми, зарабатывает иначе – вкладывая деньги, знания и технологии в землю. И эти всходы дают результат. К примеру, возьмем зерно. Новое мировое золото для многих роскошь, которую страны вынуждены импортировать. Что, естественно, сказывается на стоимости продуктовой корзины. А вот белорусы доверяют отечественному. И по справедливой цене. Ведь рецепт успешного социального государства – если люди сыты и одеты.
Чем славится белорусская земля и в чем сила отечественного агрокомплекса? Ответ на эти вопросы нашли тысячи гостей агропромышленной недели. От современной техники и новых агрегатов до уникальных видов семян и пород животных. Здесь все с приставкой «инновационное».
На примере «Белагро» можно отследить становление нашего сельского хозяйства. А лучший ориентир – цифры. Так, экспорт более чем в 100 стран мира. Ежедневный вклад агросектора в экономику – более 23 миллионов долларов, это рекордный показатель в СНГ. А получается – и себя можем накормить, и излишки готовы продавать, позиция ведь выгодная. Да и спрос есть.
А еще сельское хозяйство – это про цифровые трансформации. Умные системы и деньги экономят, и повышают производительность, и оптимизируют расходы. Да и просто это удобно, когда можно отследить количество, например, убранных площадей, сколько корма необходимо – и вся информация стекается на телефон. Прогресс – да и только. Инновационные решения предлагают и отечественные, и зарубежные компании.
Под соусом «отмены» русского и белорусского оказался и агросектор. И направление такого санкционного удара (в виде запрета на логистику, использований технологий) – направлено было на то, чтобы народы голодали. Так было задумано. Только западный сценарий не оправдался. Наоборот, ситуация углубила кооперацию. Теперь не только речь о поставках, но и о совместных производствах. От Владивостока до Питера – белорусский след везде.
Чего заместить не можем – придумаем свое. Так, компания из Астрахани готова поставлять умную систему климат-контроля для хранения овощей. Да, раньше многие комплектующие были зарубежными и по цене обходилось дорого. Сэкономили не на качестве, а импортозаместили детали, написали софт. В основе все лучшее от финских и американских разработок.
Импортонезависимость – это еще один тренд. В современных реалиях важно обеспечить аграриев не просто техникой, а комплексной технологией. Формула такая: машина + навесное оборудование и прицепное устройство. Условно – заказчик приобретает трактор и сразу может выходить в поле. При этом не думая о том, как доукомплектовывать технику. Такое решение предлагает МТЗ.
Перед тем, как сесть в трактор, лучше все-таки пройти обучение. Чтобы подготовить специалиста, разработали умный тренажер. Погружение максимальное – от узлов и агрегатов до всех неровностей в пути. Есть возможность смоделировать рабочий день механизатора. Сейчас разработка активно внедряется в сельхозколледжах.
Обеспечить технологический суверенитет – уже не задача со звездочкой. В этом уравнении неизвестные практически устранены. Опора на союзников в импортозамещении и максимальная локализация производства. Промышленная среда фактически видоизменяется. Чего не хватает – закупаем уже не на Западе, а, например, в Азии. Исключить доступ к технологиям у оппонентов не получилось.
Нестабильность экспортного рынка, вынужденная переориентация товаров – это лишь некоторые сложности, с которыми столкнулось большинство предприятий. Однако нынешняя выставка доказывает, что производители справились и с этой задачей. Например, предприятие «Минск-Кристалл» ощутило ограничения меньше других. Независимость от импорта обеспечивают отечественное сырье и упаковка. Эта доля достигает 100%. За год в непростых условиях завод увеличил не только внутренние продажи, но и экспорт.
В новый год – с новым продуктом. В честь 130-го юбилея предприятие представило лимитированную версию крепкого спиртного. Ультрапремиальный товар содержит экстратонкий мягкий зерновой спирт, практически полностью очищенный от примесей и обогащенный ионами платины. А еще чтобы удивить потребителя и подтвердить элитную группу напитка – в каждую бутылку добавляют 7 мг пищевого золота. Для организма он безвредный, ну а выглядит это эффектно. Что символично, выдерживают алкогольный напиток 130 часов.
Белорусское мясо, сладости и, конечно, молочка – пожалуй, главный критик, который и определяет качество отечественных продуктов – это потребитель. Хочешь прибыли для компании и чтобы люди голосовали рублем – делай ставку на натуральность. Вот это качество и оценили гости выставки. Народная дегустация помогла определить лучшие товары. Здесь все честно – без названия брендов, голосовали только за вкусовые характеристики. «Бабушкина крынка» – в числе лидеров. Вкус этих продуктов, а линейка товаров обширная, знают во многих странах мира.
Сектор по рентабельности можно сравнить с нефтяным бизнесом. Да и отдача для экономики существенная. «Белое золото», речь, конечно про отечественную молочку. Беларусь в топ-5 мировых экспортеров, а еще – лидер в производстве молока на душу населения. Достигать таких показателей помогает и технический ресурс, и люди. Километры производственных линий, тысячи тонн продукции в день. Молочный холдинг «Бабушкина крынка» работает круглосуточно, чтобы обеспечить не только отечественного потребителя: поставки простираются от Кубы до Китая. Более 25 стран мира ждут на прилавках исключительно эту молочку. Йогурты и десерты по вкусу пришлись в Армении, Азербайджане и Грузии. За последний год экспорт в эти страны увеличился в несколько раз.
Гордость предприятия – современные линии, сохраняющие все полезные свойства продукции. Тренд на здоровое питание – не только у взрослых, но и у детей. Ведь должно быть не только вкусно, но и полезно – таковы современные тенденции. Новые линейки йогуртов для малышей, все с пониженным содержанием молочного жира и сахара. Первый белорусский греческий йогурт «ЭКО-Греко» стал сенсацией рынка СНГ пару лет назад. В этом году холдинг выпустил похожий продукт, не имеющий пока аналогов в стране.
Продовольственная безопасность – это синтез технологий, знаний и компетенций. Чтобы не зависеть и прокормить белорусов – вот почему так важно иметь свое. Начиная от техники и до хлеба на прилавках магазинов. Все эта единая цепочка, в которой, без преувеличения, важен каждый компонент. Потому бренд «Сделано в Беларуси» – это действительно национальное достояние.
Подписывайтесь на нас в Telegram